2,6K подписчиков

Похищение строптивого. Отец "Урала" и "Днепра" - тяжелый армейский мотоцикл М-72

3,5K прочитали

Новой большой войной в Европе запахло в 1939 году. Несмотря на пакт Молотова-Риббентропа, советскому политбюро было ясно - полностью доверять немцам нельзя. В спешном порядке началось перевооружение армии. Одним из ее пунктов значилось - поставить на снабжение Красной Армии тяжелый мотоцикл собственного производства.

BMW R71
BMW R71

Эффективность немецких подразделений, оснащенных тяжелыми мотоциклами BMW R71, советские военные видели во время совместных боевых действий в Польше. Поэтому, когда встал вопрос о производстве собственного аналога - подумали, а зачем мудрствовать, если все уже сделано за нас... Было принято красивое и коварное решение - скопировать уже проверенный и надежный мотоцикл вероятного противника. Тут же возникла проблема -как сделать так, чтоб этот самый будущий супостат про это не узнал? Во первых, как то не красиво без лицензии, во вторых, перевооружение армии - дело все таки секретное...

Новой большой войной в Европе запахло в 1939 году. Несмотря на пакт Молотова-Риббентропа, советскому политбюро было ясно - полностью доверять немцам нельзя.-2

Мотоциклы, конечно, можно было купить напрямую. Но тогда связи были бы слишком очевидными. Поэтому, что-бы заполучить вожделенные BMW R71, была проведена целая международная спецоперация, достойная шпионского романа. Происходила она так...В 1940, Некие анонимные лица, сочувствующие делу революции, в частном порядке, купили пять экземпляров немецкой техники. В Швеции. Фирма BMW поставляла их туда в коммерческих целях.

Новой большой войной в Европе запахло в 1939 году. Несмотря на пакт Молотова-Риббентропа, советскому политбюро было ясно - полностью доверять немцам нельзя.-3

После покупки, все пять мотоциклов были разобраны и по дипломатическим каналам перевезены в СССР. Изящества задуманной операции добавлял тот факт, что в стране эти образцы уже ждал особый человек. А именно, инженер Н.  Сердюков, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на том самом заводе BMW. Под его руководством, на заводе "Искра" было создано конструкторское бюро тяжелого мотоциклостроения и работа началась.

Новой большой войной в Европе запахло в 1939 году. Несмотря на пакт Молотова-Риббентропа, советскому политбюро было ясно - полностью доверять немцам нельзя.-4

Спустя несколько месяцев после прибытия в страну образцов техники, советская копия немецкого тяжелого мотоцикла вышла на стадию испытаний. Несмотря на признанную надежность конструкции, советские инженеры внесли несколько изменений. Так, например, была усиленна рама. Испытания, прошедшие зимой 1941 года, были успешными и первый тяжелый мотоцикл Красной Армии М-72 был готов к массовому выпуску. Говорят, что тогда же его продемонстрировали руководству страны, а мотоциклист-испытатель при этом объехал на М-72 вокруг Царя-колокола.

Новой большой войной в Европе запахло в 1939 году. Несмотря на пакт Молотова-Риббентропа, советскому политбюро было ясно - полностью доверять немцам нельзя.-5

Интересный факт...Из-за того, что работы по созданию тяжелого мотоцикла велись исключительно для военных нужд, то его коляска рассматривалась, почти исключительно, как место для пулеметчика. Из-за этого, долгое время М-72 проходил как легкая бронетехника. Его массовое производство началось незадолго до начала Великой Отечественной войны, весной 1941 года, на Московском мотоциклетном заводе. Детали для нового мотоцикла выпускали сразу несколько крупнейших заводов страны.

Новой большой войной в Европе запахло в 1939 году. Несмотря на пакт Молотова-Риббентропа, советскому политбюро было ясно - полностью доверять немцам нельзя.-6

Размах замысла впечатляет. Кроме Москвы, планировалось начать производство в Ленинграде, Харькове и Таганроге. Однако, этим планам помешала война. Выпустить первые партии мотоциклов удалось лишь в Харькове и Москве. В 1942 году, когда немцы подошли к Москве, производство из столицы эвакуировали на Урал, в город Ирбит.... Продолжение следует