Найти тему

ЗА ЧТО БЫЛ "ЗАБАНЕН" ГРАФ ТОЛСТОЙ?

В одной из наших прошлых статей мы уже поднимали вопросы философской этики. Продолжим обзор существующих этических учений рассмотрением толстовства.

24 февраля 1901 года было опубликовано Определение Святейшего Синода № 557 об отпадении графа Льва Толстого от Русской Православной Церкви.

Случай в истории церкви хоть и не единичный, но, надо признать, редчайший. За что же на самом деле был "забанен" великий русский писатель? 

Официальная причина - его неверие в загробную жизнь, непорочное зачатие Девы Марии и божественую природу Иисуса Христа. Но ведь в мире существует множество атеистов, которые вообще ни во что не верят - и Синод в отношении них почему-то не выпускает специальных актов! Чем же Лев Николаевич умудрился так сильно насолить церковным иерархам?

Дворянин, находящийся в постоянном поиске, не сумел найти себя ни в светской жизни столиц с ее балами, романами и азартными играми, ни на военной службе (а он был участником войны на Кавказе и обороны Севастополя), ни в путешествиях по Европе, ни даже в литературном творчестве. 

В зрелые годы граф начинает благотворительную деятельность - открывает столовые для бедняков и школу для крестьянских детей, в которой сам же и преподает, разрабатывая собственную педагогическую систему. 

В старости же, многое переосмыслив и опираясь на тексты Евангелий, Лев Николаевич отказывается от своего богатства, облачается в крестьянскую одежду, становится аскетом, убеждённым пацифистом и создает свое философско-этическое учение.

Основная мысль Льва Толстого, изложенная в его произведении "В чём моя Вера?" заключается в том, что слова Христа, написанные в Евангелиях, надлежит воспринимать буквально, без каких бы то ни было иносказаний, интерпретаций и дополнений. Основа этического учения Христа, по мнению писателя, изложена в нескольких тезисах его Нагорной проповеди, приведённых им в противовес ветхозаветным заповедям Моисея:

1) НЕ ДАВАЙ ВОЛЮ СВОЕМУ ГНЕВУ.

"Вы слышали, что было сказано древним: «не убий», — а если кто убьет, даст ответ перед судом.

Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом"

2) НЕ ОТВЕЧАЙ ЗЛОМ НА ЗЛО, УМЕЙ ПРОЩАТЬ.

"Вы слышали, что было сказано: «око за око, и зуб за зуб».

Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую"

"Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили , простит и вам Отец ваш Hебесный"

3) ЛЮБИ ВСЕХ - И ДРУЗЕЙ, И ВРАГОВ.

"Вы слышали, что было сказано: «возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего».

Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас. Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга?"

4) НЕ СУДИ ДРУГИХ.

"Hе судите, чтобы вам не быть судимыми: ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.

Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?"

5) НЕ ИЗМЕНЯЙ СВОЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНКЕ ДАЖЕ В МЫСЛЯХ.

"Вы слышали, что было сказано: «не сотвори прелюбодейства».

Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем"

6) НЕ ПРИНОСИ КЛЯТВ.

"Ещё вы слышали, что древним было сказано: «не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

Я же говорю вам: не клянись вовсе — ни небом, ибо оно есть престол Бога, ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть Город великого Царя; и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным. Hо да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»"

7) НЕ ЗАНИМАЙСЯ СТЯЖАТЕЛЬСТВОМ, ЖИВИ СВОИМ ТРУДОМ.

"Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и уносят; но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят; ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое"

"Не берите: ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха; ибо трудящийся достоин пропитания"

8) НЕ ДЕЛАЙ ДОБРА НАПОКАЗ.

"И следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах"

В целом же все эти нравственные принципы можно подытожить еще одной фразой из всё той же Нагорной проповеди: 

"ВО ВСЁМ ПОСТУПАЙТЕ С ЛЮДЬМИ ТАК, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОНИ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ"

По мнению Л.Н.Толстого, следование этим принципам делает человека счастливым, а отступление от них - несчастным. Учение Христа, по мнению мыслителя, проповедует вечный мир между всеми людьми.

На аргумент скептиков, утверждающих, что всепрощение и нестяжательство обрекают человека на гарантированные мучения, Лев Николаевич отвечал: как много Вы знаете людей, пострадавших за то, что следовали этому учению? Разве не больше людей во всем мире страдает как раз наоборот от отступления от него? И тут он приводил в пример всех тех, кто гибнет в бесконечных войнах или расплачивается за совершённые преступления.

И ещё он приводил такое сравнение: если все находящиеся в горящем здании люди создадут давку и будут напирать на открывающуюся внутрь дверь, то все они погибнут. Единственное, что может сделать человек, догадавшийся, что дверь открывается внутрь - это отойти сам и позвать других. Да, если его не услышат, то и он, и все остальные всё равно погибнут. Но так и у него, и у остальных, появляется хоть какой-то шанс на спасение.

Философ недоумевал, как Церковь, называвшая себя Христианской, может оправдывать и открыто поддерживать то, что прямо противоречит учению Иисуса Христа - а именно, войны между народами, социальное неравенство, угнетение богатыми бедных, стяжательство самой церкви, преследование искателей правды, клятвы перед царями. Более того, по мнению мыслителя, даже такие привычные нам общественные институты, как судебная власть и воинская присяга (клятва) тоже идут в разрез с основными принципами Христианства. 

Вероятно, именно это выявленное графом глубинное противоречие и стало причиной его конфликта с институтом церкви.

Наш обзор ни коим образом не ставит перед собой задачу задеть чьих-либо религиозных чувств. Мы призываем чётко разграничивать понятия Веры (как личного восприятия божественной природы мироздания) и Церкви (как созданного людьми общественного института). А что Вы думаете про учение Льва Толстого?

#ЛГО_Думаем_вместе

#ЛСА

#толстовство