«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — писал великий. Другой великий стихов не писал, но памятник после него остался. Правда, вполне рукотворный. Один из лучших гонщиков всех времен — Айртон Сенна — оставил после себя не только память о ярких моментах выступлений в умах фанатов, но и нечто материальное. Один из лучших спорткаров всех времен — купе Honda NSX. Об этих двух легендах мы вспоминаем в ожидании возрождения модели NSX.
Началась эта история в 1984 году, когда компания Honda заказала ателье Pininfarina создание дизайна для концепт-кара Honda Pininfarina Experimental (HPX). Концепту был выделен двухлитровый мотор V6, но в итоге создателям этого показалось мало. В то время, когда шла разработка серийного автомобиля Honda NSX (New Sportscar Experimental), звезды на небе сошлись максимально благополучно. В японской экономике был не просто подъем, а настоящий бум. Деньги лились рекой, а сильная иена позволяла задешево импортировать технологии. Контракт с Honda на поставку моторов считался главным ключом к победе в Формуле-1. А чемпионский титул раз за разом получал великий Айртон Сенна за рулем болида McLaren, с мотором, естественно, от Хонды.
Неудивительно, что в такое время японцы решились на столь амбициозный проект. Если уж они на гоночной трассе смогли превзойти европейцев и, в первую очередь, Ferrari, то серийные дорожные машины просто обязаны были соответствовать. Конструкторам дали три четких указания: автомобиль должен превзойти Ferrari 328 по скорости (к выходу серийной Хонды NSX уже появилась модель 348), быть очень надежным и более доступным, чем итальянский суперкар. Именно исходя из этих соображений создатели отказались от двухлитрового мотора, который стоял на концепте, и за основу взяли двигатель V6 3.0 VTEC. Он выдавал 274 л.с. и раскручивался до немалых 8000 об/мин.
Чтобы прочувствовать, насколько современным и совершенным старались сделать NSX японцы, достаточно вспомнить, что его мотор первым в мире был серийно оснащен титановыми шатунами и коваными поршнями. Honda NSX — первый серийный автомобиль в мире с полностью алюминиевым кузовом, причем часть деталей производилась по революционной на тот момент технологии экструдирования. Все, что только можно было кованым: элементы подвески, колесные диски. Собирали автомобиль на специально построенном заводе 200 лучших специалистов компании, одним из условий был минимум десятилетний опыт работы. Японцы не экономили — специально для модели NSX они разработали метод покраски кузова в 23 слоя, один из которых наносился по технологии окраски фюзеляжей военных истребителей.
Вообще авиационная тема сыграла большую роль в создании Honda NSX. Дизайнеры кузова серийной машины — Кен Окуяма и Сигеру Уэхара — вдохновлялись истребителем F-16. Больше всего их интересовал эффект 360-градусного обзора в кокпите самолета. Именно благодаря ему у автомобиля появились сдвинутая вперед клетка салона и тонкие стойки. Но одних технологий недостаточно для создания выдающегося спортивного автомобиля — важно «научить» его правильно ездить. И тут произошла невероятная, но историческая случайность.
В феврале 1989 года, когда купе Honda NSX было почти готово к показу публике, Айртон Сенна приехал в Японию на тесты болида McLaren. Японцы, гордые своим новым творением, решили продемонстрировать его чемпиону — уж он-то обязан впечатлиться. Представьте, насколько они были обескуражены, когда услышали от него фразу: «Не уверен, что могу давать советы относительно серийных автомобилей, но этот мне кажется несколько хрупким».
Шокированные, инженеры отправились думать, что делать дальше. Благодаря одной этой фразе Айртона Сенны кузов и подвеска машины были в итоге сделаны на 50% более жесткими, чем раньше, а сам чемпион приглашен участвовать в дальнейшей доводке ходовой части. Так у Хонды появился, пожалуй, лучший тест-пилот своего времени. Он тестировал автомобиль на трассах по всему миру, от Сузуки до Нюрбургринга, и его перфекционизм, перенесенный из мира гонок в мир серийных машин, позволил японцам максимально приблизиться к идеалу. В компании Honda понимали, что без Айртона NSX получился бы совсем другим, и в качестве благодарности за проделанную работу ему было подарено два купе NSX.
Серийный автомобиль, показанный на автосалоне в Лос-Анджелесе в 1989 году, получил исключительно положительные отзывы и от публики и от журналистов. В тестах он показывал время разгона до 100 км/ч на уровне 5,7 секунды и, по мнению многих, побил-таки Ferrari 348. Дело даже не в одной скорости — людей в NSX подкупало то, что при всей своей спортивности это был автомобиль, обладая которым не надо идти на компромисс. Он был удобен и комфортен в повседневной жизни, подвеска не вытряхивала душу, салон у NSX просторный, а климат-контроль исправно работает. Спорткар на каждый день, да еще такой надежный, что в мире есть немало машин с пробегом, перевалившим за 300 000 км без каких-либо значительных проблем.
Для тех же, кто не просто был готов на компромисс, но и жаждал его во имя большей спортивности, японцы приготовили купе Honda NSX-R. Этот автомобиль продавался только в Японии и, должно быть, был катастрофически некомфортным в повседневной жизни. Создатели выкорчевали из него все, что только можно, начиная от шумоизоляции и заканчивая «климатом» и системой Traction Control. Кожаные сиденья с электрорегулировками заменили на «ковши» с углепластиковым каркасом, а диски — на еще более легкую «ковку» от Enkei. Все это позволило сэкономить около 120 кг и довести вес NSX-R до 1230 кг. Кроме этого, в 1995 году японцы представили Honda NSX в кузове Targa. Правда, такие машины были чуть медленнее «закрытых» версий.
В 1997 году купе Honda NSX подверглось значительным доработкам. Первое и, пожалуй, самое важное — японцы модифицировали мотор. Увеличив объем до 3,2 л, они добились повышения отдачи до 294 л.с. Кроме того, на автомобиле появилась новая шестиступенчатая коробка передач и кузовные панели, произведенные по новой технологии, которая позволила делать их тоньше без вреда для жесткости кузова. В итоге время разгона до 100 км/ч сократилось до 4,8 секунды (5 секунд для тарги).
Второе обновление произошло в 2002 году, но затронуло оно в основном экстерьер и подвеску. Самое заметное изменение — выдвигающиеся фары уступили место традиционным. Кроме этого, увеличена была ширина задних колес, пружины были сделаны более жесткими и спереди, и сзади, а задний стабилизатор поперечной устойчивости стал толще.
Завершилось производство первого поколения Хонды NSX в 2005 году, спустя 15 лет и 18 000 проданных по всему миру автомобилей. Однако история модели на этом не заканчивается.
Японцы сразу говорили, что сосредоточатся на создании наследника легендарного спорткара, а в 2007 году сообщили, что купе с новым мотором V10 будет готово к 2010 году. Как мы знаем, этим планам не суждено было сбыться, да и в целом ситуация с новым поколением модели NSX была долгое время покрыта завесой тайны и неопределённости. Его то отменяли, то снова подтверждали, пока в 2011 году купе Acura NSX наконец не засветилось на съемочной площадке фильма «Мстители».
Уже тогда, в 2011 году, это было просто нечто! Управляемость и динамика впечатлила нашу группу настолько, что все наперебой спрашивали японцев, зачем такой способной платформе кузов большого седана, лучше бы это было спорткупе. Но японцы сохраняли невозмутимость и наверняка исподтишка коварно улыбались.
Новое купе сохранило ДНК предшественницы. У него также среднемоторная компоновка, а V-образный шестицилиндровый двигатель расположен поперечно, но главная фишка нового поколения модели Honda NSX не в этом, а в оригинальной гибридной полноприводной трансмиссии. Бензиновому силовому агрегату тут помогает сразу три электрических мотора. Два из них, мощностью в 20 кВт (70 Нм) каждый, вращают передние колеса, а более мощный 30-киловаттный (130 Нм) агрегатирован с новой преселективной семиступенчатой трансмиссией.
Такая компоновка позволяет «играть» вектором тяги в очень больших пределах: независимые друг от друга электромоторы могут в любой момент не только выдавать различную мощность, но в виражах по очереди включаться в режим рекуперации, доворачивая автомобиль в нужную сторону.
Впереди 2015 год, на него назначен старт продаж второго поколения купе Honda NSX, а сама компания вернется в Формулу-1 со своими моторами. Знаковый момент — их первым клиентом, как и много лет назад, снова станет команда McLaren. Звездам практически удалось вновь сложиться в ту же удачную последовательность, которая сулит Хонде успех и признание. Жаль только, что Айртона Сенны в ней уже не будет.