«Принцесса цирка» - важная деталь, которой нет в советских экранизациях
Оперетта Имре Кальмана «Принцесса цирка» (1926) – одна из самых популярных его вещей, а в Советском Союзе она вообще не сходила с подмостков. Кроме того, сюжет был экранизирован дважды – есть «Мистер Икс» (1958) и, собственно, «Принцесса цирка» (1982).
Оба фильма – замечательны, хотя, и по-разному. Однако же и фильм конца 1950-х, и двухсерийная телеверсия начала 1980-х, и все знаменитые постановки умалчивают об одной важной детали. Точнее, её (эту деталь) заменили в самом начале – когда впервые адаптировали прекрасную лав-стори для наших театров.
Это – место действия. Дело в том, что сюжет разворачивается в …Санкт-Петербурге (потом - в Вене), а красавицу-вдову зовут Феодора (в некоторых либретто – Федора) Палинская. В момент создания Россия была модной темой. Причин две - социальные эксперименты в СССР и - эмигранты, влиявшие на культурную жизнь столиц.
В нашем кинофильме 1958 года всё перенесли во Францию, а даму зовут Теодора, а по сути, всё та же Феодора Вердье. В 1982 году «вернули» фамилию Палинская, но перед нами, конечно же, не Петербург, а Вена – в Австро-Венгрии было полным-полно славян и фамилия на «-ский» не воспринималась, как нечто особенное.
Отвергнутый старик-богач-поклонник, из-за которого и завертелась эта авантюра – не просто аристократ по имени Сергей Владимирович, но …Великий Князь – а этот титул носили члены царской фамилии. Разумеется, точного прототипа нет. Просто шикарный злодей из полуэкзотической державы.
В экранизации-1958 это уже противный барон де Кревельяк (нечто забавное для русского уха – какая-то креветка со смешным, «дрыгающим» окончанием на «-льяк»), а в телефильме-1982 – мы видим уже просто Князя без указания на конкретику.
Мистер Икс, как вы помните, это - изгнанный племянник покойного мужа Феодоры и в первоисточнике он носит ту же фамилию – Палинский (Феодоре его представляют, как принц Кирасов). Дальше больше! Директор цирка, где выступает уникальный и загадочный артист, именуется …Станиславским.
МХАТ реального Константина Станиславского был широко известен в Европе, поэтому Россия прочно ассоциировалась не только с балетами Дягилева, но и с драматическим искусством. Таким образом, если даны русские актёры, то непременно будет фигурировать Станиславский.
Дело в том, что написанная в середине 1920-х оперетта не могла быть взята в том виде, в которым была задумана – кому бы пришло в голову романтизировать приключения только что свергнутых «паразитов»? Так, первый раз «Принцессу цирка» в СССР поставили уже в 1927 году, то есть практически сразу после создания и первых успехов на родине самого Имре Кальмана. Однако же и потом, когда отношение к дореволюционной России стало гораздо более спокойным, никто не следовал авторской теме. Ибо сие выглядело бы комично-дурацким.
Дело в том, что с точки зрения людей, выросших в русской, советской культуре, подобная трактовка и все эти игры с Великими Князьями и - боссом циркачей Станиславским выглядели бы той самой «развесистой клюквой», фантазийной Mother Russia...
...с мехами-снегами, гусарскими ментиками, невыразимой величины кокошниками и прочей шикарной мишурой, свойственной оперетте, как жанру. Поэтому смело переписываем некоторые вводные данные и – запускаем дивную феерию о полусказочном Париже и такой же невообразимой Вене…
Вам будет интересно:
Мусульманки обязаны делать это мужу каждый день
Февральское повышение всех пенсий в России..
Пришла печальная новость. Россия скорбит
Если есть такая запись в трудовой - пенсию увеличат сразу на 30%..
Погибнет супердержава: страшное предсказание Мессинга на 2023 год