Найти в Дзене

Рецензия на книгу Харуки Мураками «Убийство командора» (2 тома)

Искусство – это отображение души человека. Неважно, в каком формате вы преподносите на растерзание общественности свои идеи, будь то книга, музыка или картина, главное создать неосязаемую глубину, которая будет затягивает в неизведанные миры. Что если идею или метафору фигурально можно воплотить в реальности? Как это повлияет на пространство, время и мироощущение? Основной сюжет: От главного героя уходит жена. Он отправляется в путешествие на машине по стране, чтобы отвлечься от реальности. Конечным пунктом его автомобильного заезда становится старый отдалённый от городской местности домик знаменитого японского художника Томохико Амады. Это идеальное место для нашего героя, тоже художника, для того, чтобы провести время наедине с самим собой, разобраться со своими чувствами и полностью погрузиться в своё творчество. В доме он находит никому неизвестное полотно руки мастера Амады под названием «Убийство командора». После этого герой начинает по ночам слышать далёкий перезвон бубенца, ис

Искусство – это отображение души человека. Неважно, в каком формате вы преподносите на растерзание общественности свои идеи, будь то книга, музыка или картина, главное создать неосязаемую глубину, которая будет затягивает в неизведанные миры. Что если идею или метафору фигурально можно воплотить в реальности? Как это повлияет на пространство, время и мироощущение?

Основной сюжет: От главного героя уходит жена. Он отправляется в путешествие на машине по стране, чтобы отвлечься от реальности. Конечным пунктом его автомобильного заезда становится старый отдалённый от городской местности домик знаменитого японского художника Томохико Амады. Это идеальное место для нашего героя, тоже художника, для того, чтобы провести время наедине с самим собой, разобраться со своими чувствами и полностью погрузиться в своё творчество. В доме он находит никому неизвестное полотно руки мастера Амады под названием «Убийство командора». После этого герой начинает по ночам слышать далёкий перезвон бубенца, исходящий откуда-то из леса. Найдя источник звука, он даже не подозревал, что его затянет в загадочный круговорот событий и тайн.

-2

Романы Харуки Мураками можно отнести к реализму с элементами мистики. Лично для меня этот автор является одним из самых любимых, и книга «Убийство командора» только подкрепляет тёплые чувства к его творчеству.

Мураками в этой дилогии поднимает тему взаимоотношений между людьми: дружба, семья, мимолётные чувства между мужчиной и женщиной в захолустном баре, даже тема измены есть. На фоне этого можно упомянуть стереотипное мнение о японцах, что они все извращенцы, да и автор не сильно печалится по этому поводу и описывает много интимных сцен, вплоть до эякуляции, что, как и когда было. Поэтому эта книга относится к разделу 18+. Ещё можно отметить, что именно за это произведение Харуки Мураками попал в список номинантов антипремии журнала Literary Rewiew за худшее описаний секса в литературе. Конечно, сцена с астральной проекцией во сне главного героя и совокупление с женой действительно может показаться чересчур странной, но в этом весь Мураками, которые бьёт по шаблонам восприятия общества.

Единственное, что меня смутило, в плане отношений мужчин и женщин в «Убийстве командора» так это то, что главный герой, взрослый мужик 36 летний, обсуждает созревание груди с маленькой девочкой 12 лет. Возможно, подобное общение в Японии совершенно нормально, но лично для российского менталитета, мне показалось, немножко странным, хотя там никакого сексуального подтекста не было. Просто разговор о процессе взросления подростка.

-3

Книга напичкана музыкальными произведениями, как и всё творчество Мураками. В этот раз автор не столько акцентировал на поп-культуре, сколько решил отойти в более высокопарную тематику оперы и классических симфоний. Наверно, это обусловлено тем, что центральным объектом повествования является загадочная картина «Убийство командора», и если представляешь себе Третьяковскую галерею, то вряд ли в голове будет звучать рок или попса, напротив, из подсознания будут литься композиции Моцарта или Баха.

В каждой книге Мураками происходит что-то необычное: то на небе 2 луны, то существуют два параллельных мира сознательного и подсознательного, то за персонажами гоняется полковник Сандерс или Джонни Уокер, но в данном произведении автор немного отошёл от использования известных образов и олицетворил в реальности идею и метафору. В прямом смысле этого слова. Писатель воплотил в какую-то физическую форму сами эти понятия, хотя они и представлялись неказистыми простыми людьми, но таковыми не являлись. Мне кажется, это действительно потрясающий полёт мысли, что можно взять и объективизировать любое метафизическое или духовное состояние.

-4

Мне нравится, как переводят Харуки Мураками, ощущается дружественная манера речи. Дилогия читается очень легко. Нет слишком тяжёлых оборотов. Наоборот, в стиле написания Мураками прослеживается тенденция повторения, чтобы лучше усвоить информацию или акцентировать внимание на определённой мысли.

Если ты читал не одно произведение данного автора, то и в данном книге заметишь, что опять же присутствует подземный мир – проходит красной линией во многих его произведениях: будь то засыпанный колодец, или прорытые катакомбы в канализации, или в данном случае загадочный склеп за кумирней. Ещё одна особенность – характерная черта почти всех его персонажей – очень любят разглядывать свои руки. Если где-нибудь в игре «квиз» попадётся отрывок, где описывается, как человек смотрит на свои ладони, то можешь смело отвечать, что это Харуки Мураками, не ошибёшься.

Ещё я заметил, что опять же Мураками тревожит тематика военных действий. Мне кажется, он переживает, что японцы принимали участие в страшных событиях, и не на той стороне. В книге интересно переплетается история начала нацистского режима и стажировки Томохико Амада в Вене, и его резкая смена стиля в живописи от европейского до нихонга – классический японский, и как здесь связана картина «Убийство командора» – именно это предстоит разузнать нашему главному герою.

-5

Здесь можно много искать тем для размышления, рассуждать, что было правильно сделано или нет. Проще сказать, что эта книга о поиске человеческого баланса с самим собой, о том, как нужно не опускать руки и преодолевать трудности на пути к сохранению мира, процветания и творческого огня.

Спасибо за прочтение!

Литературного тебе вечера!

PS: Если бы ты узнал, что есть ребёнок, который не твой, но возможно и твой, но уже прошло больше 10 лет с момента его рождения. Ты бы хотел знать точно, чей это ребёнок, или же побоялся бы принять правду, какой она бы не была?