Тема образования меня очень беспокоит, ведь эрудированные дети, это наше с вами будущее. Когда они вырастут, они будут создавать условия нашей жизни. От них зависит на каком экономическом и социальном уровне будет наша страна, через 20, 30 и 40 лет.
У меня уже была статья про стресс (здесь) и почему дети иногда творят страшные зверства по отношению к взрослым. Но, есть дети, которые не выдерживают давления со стороны родителей и заканчивают жизнь самоубийством. Детская депрессия, это уже реальность нашего времени.
Написать этот пост меня натолкнула новость, которую я посмотрел буквально несколько минут назад. Женщина из Нижнего Новгорода накинулась на собственного сына с ножом, потому что он получил четверку, а не пятерку.
На прошлой неделе я смотрел новость, как юная девочка покончила с собой, т.к. посчитала, что не оправдала надежды мамы по учебе.
Это, что такое!? Мы, что травим собственных детей?
Я давно профессионально занимаюсь изучением образования. И главное, что требуется от ребенка, это не зазубривание материала, а научиться учиться. Многое из школьных знаний "испаряется" буквально сразу. Но главное, чтобы ребенок выработал умение адаптироваться к жизни, к различным ситуациям и главное научился понимать других людей. Что к сожалению в школах и институтах не учат, а очень зря.
Если вы изучали работу Макаренко, то знаете, что он раз и навсегда отказался от балльной системы после очень негативного опыта. Когда поставил ученику двойку и после этого долго этого ученика не видел в классе. Оказалось, что ребенок был болен и умирал, эта двойка для него была таким страшным ударом, таким стрессом после которого он больше не хотел появляться в классе, где ему было очень стыдно смотреть в глаза одноклассников. Буквально через несколько дней этот ребенок умер. С таким неприятным и тяжелым грузом на душе.
Травля в школе
Но вернемся в наше время. Поставим себя на место школьника. Дети испытывают стресс от учителей, одноклассников и дома от требовательных родителей.
Да, учителя нередко доводят детей до стресса. Приведу пример из собственного опыта. Чего греха таить, я мягко говоря был хулиганом, но учебным материалом владел неплохо. Спасибо генам, я очень быстро вникал в темы и быстро мог их усвоить. Но учителям я не нравился и они делали все, чтобы ввести меня в состояние выученной беспомощности (но у них этого так и не получилось).
О чем я говорю? Когда ученик не нравится, но материал знает отлично, учитель ставит ему два. Ребенок не понимает в чем же дело? Он же знает материал, что не так? А, это просто (не знаю, от опыта или педагогов этому учат) применил прием, чтобы сломать ребенка, показать ты ни чего не знаешь, слушай меня и все будет хорошо.
А, травля от одноклассников? Давайте представим вашего ребенка ударили в классе, что вы сделаете? Скорее всего вы пойдете в школу разбираться. Потребуете, от директора и учителя, поговорить с родителями обидчика, возможно даже до полиции дойдете. А, если ребенок расскажет (что бывает крайне редко), что над ним смеются в классе? Согласитесь, реакции уже не такая, как в первом случае. В той же полиции вас скорее всего пошлют с таким заявлением.
А, вы знаете, что для мозга разницы между двумя этими случаями нет? Ребенок получает абсолютно одинаковую травму. Больше скажу, когда над ребенком издевается даже один школьный хулиган он это воспринимает очень сильно. Если за ребенка не заступится, кто-то из ровесников он сознательно или нет, сделает вывод, что он изгой для всех, а не для конкретного хулигана. А, быть отвергнутым обществом, это сильнейший удар. Слабый ребенок такое может просто не вынести.
Успеваемость
Вы сами пробовали после того как на вас накричали или даже ударили, сесть и сосредаточиться на работе. Это получится только у единиц, большинство будут сидеть злиться, прокручивать произошедшее. А, дети более ранимые чем мы. Как можно потребовать от ребенка, написать контрольную на пять, если пару минут до этого на перемене его высмеял старшеклассник? Почему-то об этом мало кто задумывается? Как много аспектов влияет на качество обучения. И пока система образования не начнет решать эти проблемы (я не снимаю при этом ответственности с родителей и учителей) успеваемость детей не изменится, а что еще хуже может только ухудшиться.
Спасибо, что прочитали статью до конца.
С уважением, Артем Приб
Нейробиолог-бихевиорист