Найти тему
МК в Бурятии

Ветеран Афганистана из Бурятии вспомнил минувшую войну

В 2023 году ветераны Афганистана из Бурятии отметили 34-ю годовщину вывода войск траурным митингом у мемориала «Ровесникам, ушедшим в бой». Тогда, 15 февраля 1989-го, 40-я армия вернулась на территорию СССР, этот день празднуется как завершение афганской войны.

    Доржа Сыбыков. / Василий Тараруев
Доржа Сыбыков. / Василий Тараруев

Боевые действия в Афганистане прошло 2400 жителей Бурятии. Один из них — бывший руководитель аппарата Народного Хурала Бурятии, ныне предприниматель, уроженец Тункинского района республики и известный там общественно-политический деятель Доржа Мункожапович Сыбыков.

«Как в сказке про Алладина»

Доржа Сыбыков в 1982 году был призван в армию, и после «учебки» в Воронеже направлен в формирующийся на Украине 501-й отдельный автомобильный батальон спецназначения. Новое подразделение эшелонами повезли в Среднюю Азию.

— И 6 июня 1983 года мы пересекли государственную границу Советского Союза — через знаменитый мост, по которому впоследствии из Афганистана уходили войска. Дислоцироваться пришлось на станции Хайратон, оттуда мы до 1985 года изъездили весь Афганистан с запада на восток и с юга на север, — рассказывает Доржа Сыбыков.

По прибытии первое впечатление было, что оказался в сказке про Алладина: вокруг глинобитные дома, мужчины в восточной одежде, в обуви с носками, загнутыми вверх, женщины в паранджах. При этом у афганцев были автомобили, которых в СССР не видели никогда — грузовики «Мерседес» и «Вольво». Машины причудливо разукрашивались, их называли «барбухайками». У душманов были пикапы «Ниссан Датсун», на которые они ставили крупнокалиберные пулеметы. В местных домах были видеомагнитофоны и кассетники, которые тоже были редкостью в Советском Союзе. Основным занятием населения было земледелие: в горах террасным методом выращивали зерновые и рис, фрукты и овощи, благо жаркий климат позволял снимать по четыре урожая в год. А выращивание наркотического мака в то время еще не было особенно распространено.

    Доржа Сыбыков в Афганистане с сослуживцами​. / Из личного архива.
Доржа Сыбыков в Афганистане с сослуживцами​. / Из личного архива.

Доржа Сыбыков в Афганистане с сослуживцами​.

    Автоколонна в Афганистане. / Из личного архива.
Автоколонна в Афганистане. / Из личного архива.

Автоколонна в Афганистане.

— Афганистан — красивая страна, горы вокруг. Мне легко было, потому что я горец, и когда в горы попадаешь, чувствуешь себя хорошо, — вспоминает Доржа Сыбыков.

Земляков приходилось встречать часто, в основном военнослужащих Забайкальского военного округа. В расположениях висели вывески, где указывались города Чита, Иркутск, что помогало быстро найти своих, обменяться приветствиями. В Афганистане служили трое его одноклассников: Василий Зарбаев, Олег Сороковиков, а также Баир Сушкеев, приходившийся ему двоюродным братом. С ним он вместе призывался и служил в одном батальоне, хотя в разных ротах. Остальные одноклассники служили в других соединениях и родах войск, но доводилось встречаться с ними. Доржа Сыбыков отмечает, что первое время в Афганистане было очень много сибиряков, уже позже туда стали направлять личный состав из среднеазиатских республик и Кавказа.

Охраняя колонны

— Служил заместителем командира взвода в роте обеспечения боевого охранения, обязанностью было сопровождать колонны с армейскими грузами. Иногда приходилось делать одиночные рейсы по каким-то заданиям. Взвод включал две БРДМ-2М2, один БТР-80 и два грузовика «Камаз» с зенитными установками ЗУ-23 в кузове. Именно в Афганистане буксируемые ЗУ-23 стали ставить на армейские грузовики, чтоб получить мощное и мобильное противопехотное средство.

На перевалах, в горных ущельях, из «зеленки» колонны часто подвергались обстрелам, на дорогах активно ставили фугасы. Особенно опасны были трассы на Гардез, Джелалабад, Газни, где было много удобных мест для засад.

— Мы выдвигались чуть вперед, проведя разведку, возвращались. На дорогах выставлялись посты с дежурными подразделениями, на наиболее опасных участках колонну сопровождали вертолеты воздушной разведки, чтобы вовремя сообщить и позволить колонне перегруппироваться. Беспилотников тогда еще не было, да и вряд ли бы их успешно применяли в горах, где очень плохо работала радиосвязь, — вспоминает ветеран.

    За лобовым стеклом тягача — табличка «Бурятия». / Из личного архива.
За лобовым стеклом тягача — табличка «Бурятия». / Из личного архива.

За лобовым стеклом тягача — табличка «Бурятия».

  Из личного архива.
Из личного архива.

Хотя население относилось как будто не враждебно, в ряды боевиков вступали многие афганцы. Кто-то поддавался религиозной пропаганде, для кого-то война была источником заработка — ведь за убийство советских солдат и офицеров, уничтожение техники хорошо платили. Кроме того, было много наемников со всего света, иностранные инструкторы.

— Один раз попали на Саланге под обстрел, напали так называемые «дикие гуси» — наемники. Тогда нас сильно потрепали, несколько машин было подбито. Но обошлось без значительных боевых потерь. Мы перегруппировались и подавили их мощным ответным огнем. Наемничество — это деньги, заработок. Они задачу получат на один-два дня, выйдут на позиции, обстреляют и потом опять отдыхают. Они появляются и исчезают, а не воюют постоянно, как регулярные части, — рассказывает Доржа Сыбыков.

Наемников, взятых в плен подразделениями спецназа, довелось видеть лично. У душманов было также много оружия стран НАТО, например, американские винтовки М-16, были автоматы Калашникова, произведенные в Китае и странах Восточной Европы. И уже тогда против России другие страны активно присылали своих военных советников.

Возвращение

Приказ на демобилизацию пришел 19 января 1985 года, как раз после рейда на Джелалабад, когда Доржа Сыбыков и сослуживцы занимались минированием подступов к расположению части. Вызвав в штаб, велели срочно ехать домой. В итоге на УАЗ-«буханке» медслужбы через границу сначала доехал до города Термез в Узбекистане, потом неравнодушные офицеры и сослуживцы помогли добраться до Душанбе, далее в Ташкент, и оттуда он прилетел в Иркутск.

— Там взял билет на автобус «Иркутск — Нилова Пустынь», и 22 января я был дома в Кырене. Пока ехал, чуть все не отморозил, потому что одежда у меня была вся легкая, летняя, а в Кырене — минус 35 градусов. Конечно, радовался, что увидел родителей, но слишком большого восторга от возвращения не было, так как брат и одноклассники еще оставались там, — рассказывает Доржа Сыбыков.

Брат вернулся в феврале. После этого они несколько раз обращались в военкомат с просьбой снова направить их в Афганистан: было жалко молодых ребят, которым они могли бы помочь боевым опытом. Как вспоминает ветеран, особого страха ни в Афганистане, ни при мысли вернуться туда не было.

— Мы тогда молодые были, максималисты, может, поэтому особо не боялись. Кроме того, с нами очень хорошо работали замполиты, проводя информационно-разъяснительную работу. Ты принял присягу советского солдата, и должен сражаться, ценой своей жизни и крови. Все знали, что мы служим, и что стоит боевая задача дойти, довезти, доставить, потому что там такие же 19-летние ребята, — говорит Доржа Сыбыков.

Из четырех одноклассников, отправившихся в Афганистан, сейчас в живых остался он один. Остальные скончались вскоре по достижении 40 лет. По мнению ветерана, причина — не очень подходящий для уроженца Сибири климат Афганистана, а также пережитые в боях стрессы. При этом Доржа Сыбыков говорит, что давно мечтает съездить в Афганистан, когда там станет поспокойнее, чтобы посмотреть, какая там жизнь сейчас.

Ветеран также постарался дать напутствие землякам, которым предстоит участвовать в спецоперации на Украине.

— Сейчас боевые действия другие. Нам противостоит высококвалифицированная регулярная армия, которой оружием и техникой помогает весь мир. Что могу ребятам сказать? Только чтобы берегли себя. И вернуться живыми, здоровыми и с победой, освободив Малороссию, и защитив западные рубежи нашей великой родины, — говорит Доржа Сыбыков.

Автор: Василий Тараруев