Найти тему

Шутя, схватить характер...Дружеские шаржи Наума Лисогорского, "Крокодил", год 1979

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодняшнюю публикацию я снова решил посвятить дружеским шаржам. С предыдущей подобной подборкой, посвященной карикатурам на знаменитых советских клоунов, вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ, а персонажами сегодняшних шаржей являются люди, имена которых в конце 70-х годов были на слуху у всех, кто тогда интересовался современной советской литературой. Автором карикатур является едва ли не основной шаржист "Крокодила" – художник Наум Лисогорский, отличавшийся удивительным умением сохранять портретное сходство героев шаржей и людей, на которых они написаны. Опубликованы карикатуры были в одном из номеров "Крокодила" в 1979 году, в статье под названием «Шутя, схватить характер…». Заголовок этот, как мне кажется, коротко и ёмко описывает суть творчества Наума Лисогорского, иронизировавшего в качестве шаржиста по поводу характерных особенностей внешности и творческой деятельности знаменитостей достаточно, по-моему, смешно и очень по-доброму. Хотя возможно, что вы после просмотра его шаржей с мнением моим и не согласитесь))

Первый шарж - на знаменитого в те времена поэта Андрея Вознесенского, легко вставлявшего в свои стихи различные технические термины, неологизмы и прочие слова, понять которые среднестатистическому читателю, не заглянув в словарь, было трудно. Именно поэтому художник дал поэту в руки лиру в форме корпуса электрогитары, а на пиджаке его разместил узор в виде клеточек кроссворда. Кстати, клетки на пиджаке Андрея Вознесенского автор шаржа не выдумал: именно в таком, клетчатом наряде и с шелковым шарфом на шее этот поэт, старавшийся выглядеть экстравагантным, в те времена и появлялся на публике:

Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979
Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979

Следующий шарж - тоже на поэта, который в те времена был знаменит даже больше, чем Вознесенский. Думаю, многие из вас помнят двухчасовое выступление Евгения Евтушенко в концертном зале Останкино, транслировавшееся по телевидению, по-моему, в том же 1979 году. В те времена он очень громко заявлял о своей гражданственности, стихи его отличались категоричностью суждений, поэтому то, что художник изобразил Евгения Евтушенко в виде немного бесноватого Данко, неудивительно. Знал бы он, что всего через 12 лет, после распада СССР, этот "поэт в России больше, чем поэт" преспокойно уедет в Америку и на Родине будет бывать только наездами:

Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979
Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979

Героиня следующего шаржа, поэтесса Юлия Друнина, в юности воевала медсестрой и даже получила серьезное ранение. Почему художник изобразил её с боевым орденом в виде лиры, лучше всего расскажет четверостишие, не процитировать которого я не могу:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

В отличие от Евтушенко, пережить распад Советского Союза Юлия Друнина не смогла, и в 1991 году добровольно ушла из жизни. В одном из последних её стихов присутствуют такие вот строки: "Как летит под откос Россия, Не могу, не хочу смотреть!"

Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979
Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979

Писатель Борис Полевой, автор "Повести о настоящем человеке", был в те годы уже около двух десятилетий главным редактором очень популярного советского журнала "Юность", так что объятья девушки с его логотипа, которые придумал автор шаржа, вполне объяснимы))

Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979
Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979

Про поэтессу Татьяну Кузовлёву, изображенную на шарже ниже, я, к своему стыду, ничего сказать не могу, так как была она не так популярна, как, например, Вознесенский или Евтушенко, и в молодости моей к творчеству её я не прикоснулся. Догадываюсь только, что женщина эта была, как говорится, с шармом))

Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979
Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979

Писатель Борис Можаев был ярким представителем так называемой "деревенской" литературы. Творчество его было посвящено, в основном, деревне и сельским жителям, да и сам он выглядел, благодаря наличию густой шевелюры, усов и бороды, далеко не по-городскому:

Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979
Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №3, 1979

Ну и последний в сегодняшней публикации дружеский шарж, к серии предыдущих карикатур отношения не имеющий, но также написанный на человека, прославившегося в те времена своими, мягко говоря, творческими успехами)) Это - легенда советской эстрадной сатиры Аркадий Райкин, изображенный художником в образе некоего элегантного охотника. В руках его - аллегорическое сатирическое ружье, а в охотничьей сумке - трофеи в виде масок его популярных сценических персонажей, которых, я уверен, многие из вас узнали:

Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №31, 1981
Художник Наум Лисогорский, "Крокодил" №31, 1981

Хоть в тулупе, хоть во фраке
Элегантен и красив,
Старый друг Аркадий Райкин,
Зло под маской раскусив
Тех, кто мерзок - из двустволки!
Не упустит никого...
Безопаснее быть волком,
Чем мишенью у него.

На сегодня всё)) Здоровья вам и хорошего настроения))