Найти тему
GoArctic

Про акторов и оленей

Летний переход с оленями по тундре. Фото из архива С. Терешкова
Летний переход с оленями по тундре. Фото из архива С. Терешкова

Про оленеводов и их культуру написан не один десяток монографий, но это тема настолько неисчерпаемая, что до сих появляются ученые, которые берут ее в разработку. Один из таких ученых старший научный сотрудник сектора археологии и этнографии Музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского (г. Салехард) Станислав Терешков.

Станислав коренной москвич, но переехал в Салехард, чтобы собрать материал для диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук с рабочим названием «Оленеводческая культура народов Северо-Западной Сибири: акторно-сетевой подход». Он участник экспедиций в Скандинавскую и Русскую Лапландию, на Чукотку и Ямал.

Стас Терешков и олени. Фото из архива С. Терешкова
Стас Терешков и олени. Фото из архива С. Терешкова

Тундровики vs газовики

 Станислав, что такое акторно-сетевой подход?

— В классическом гуманитарном знании акторами, то есть участниками социальных отношений, являются только люди. Ученые, работающие в русле акторно-сетевой парадигмы, считают акторами других живых существ, а также различные явления неживой природы. Это близко к мировосприятию оленеводов-ненцев, у которых есть такая присказка: «Не мы пасем оленей, а олени нас». К примеру, каслания или кочевки начинают сами животные. Весной они идут на север, к морю или в горы, где прохладней и меньше комаров. Осенью олени возвращаются на юг. При этом свои коррективы вносит погода, которая тоже является актором.

 Вы изучаете только ненцев?

— Нет, для меня важнее регион. В Ямало-Ненецком автономном округе оленеводами, помимо ненцев, являются также ханты, коми и энцы. Опять же надо понимать, что северные народы не ведут традиционный образ жизни поголовно. Сами они себя разделяют на поселковых и тундровиков. Естественно, традиционный образ жизни — это про вторых. Кто тундровики по национальности, для меня не так важно.

 Я правильно понимаю, что в советский период практика создания совхозов ограничивала естественную миграцию оленей?

— Это было характерно для Чукотки, где каждую оленеводческую бригаду прикрепили к определенному району. На Ямале маршруты касланий почти не изменились. Более того, здесь сохранилось большое поголовье частных оленей. Их либо держали в совхозном стаде, либо каслали родственники, формально числившиеся в совхозе как охотники-заготовители. Этот опыт позволил оленеводам Ямала благополучно пережить 90-е годы. В других районах Крайнего Севера поголовье оленей тогда падало, причем в разы, а на Ямале оно, наоборот, возросло.

 Как оленеводство сочетается с современными представлениями о частной собственности на землю?

— Для оленеводов важна доступность пастбищ. Если на твоем пастбище случился гололед, нужно иметь запасные варианты, куда перегнать оленей. Есть моменты, связанные с маршрутами касланий. Они необычайно длинные, но всегда есть узкое место, через которое проходят все стада — брод реки, например. Нельзя это место закрыть, объявив его частной территорией. Между тем, в ЯНАО открывают новые месторождения газа, что создает ощущение неуверенности в завтрашнем дне у оленеводов. Они понимают, что с пастбищ, на которых они каслают, их в любой момент могут прогнать.

Три актора. Фото из архива С. Терешкова
Три актора. Фото из архива С. Терешкова

Пить или не пить

 Один мой знакомый фотограф жил среди оленеводов пару месяцев, и у него сложилось впечатление, что это «люди с другой планеты». Мол, зубы не чистят, но они у них в идеальном состоянии. Душ не принимают, а от тела ничем неприятным не пахнет…

— Было бы хорошо узнать, у каких оленеводов жил ваш знакомый. Те, с кем общался я, пользуются зубной пастой и умываются по утрам. Понятно, что принять с утра душ в тундре не получится, особенно зимой. Здесь выручают традиционные способы гигиены. Один из них связан с мужской курткой малицей, которая носится мехом к телу. Олений волос по структуре трубчатый и ломкий. Он трется о тело, счищая с него грязь и пот, а затем опадает. Достаточно периодически вытряхивать малицу, чтобы поддерживать тело в чистоте.

 Я слышал, что к крупнотабунному оленеводству северные народы перешли сравнительно недавно, в 18 веке…

— Именно так. Оленеводы вообще очень восприимчивы к новым веяниям. Да, они по-прежнему носят традиционную одежду и живут в чуме. Но при этом у них рядом с чумом стоит электрогенератор, и досуг они коротают за просмотром телевизора или фильмов на ноутбуке. Малицей и чумом они пользуются только потому, что в условиях арктической зимы это самое лучшее. Зато летняя традиционная одежда у оленеводов ушла в прошлое. Например, когда-то на Ямале обувь шили из оленьей кожи, а потом долго коптили ее, чтобы она меньше впитывала влагу. Резиновые сапоги вообще не восприимчивы к воде, поэтому они постепенно вытеснили традиционную обувь.

 Есть такой стереотип, что северные народы спиваются. Это так?

— Все зависит от контекста. На Ямале даже в поселках я с этим не сталкивался. В некоторых других регионах российского севера проблемы с алкоголем имеются. Не потому, что тамошние оленеводы особенные, а в силу удручающей экономической ситуации в регионах. Людям там банально нечем себя занять. (Можно сравнить с «вымирающей» русской деревней.) При этом тундровики повсеместно алкоголем не злоупотребляют. Да, когда едешь к ним в гости, считается хорошим тоном захватить с собой в качестве гостинца бутылку водки. Вечером эту бутылку разопьют (одну на всех обитателей чума), и хватит — завтра работать. Ну и, конечно, тундровики расслабляются на Дне оленевода. Там-то их обычно и видят редкие туристы, а потом делают некорректный вывод о поголовном пьянстве среди северных народов.

Приятного аппетита! Фото из архива С. Терешкова
Приятного аппетита! Фото из архива С. Терешкова

Шкурный интерес

 Вы упомянули о качестве жизни, которую могут себе обеспечить семьи, занимаясь оленеводством. Сколько должно быть оленей у семьи, чтобы уровень жизни был достойным?

— Прожиточным минимумом среди самих оленеводов считается 250−300 оленей на семью. К примеру, чтобы подготовить чум к зиме, нужны шкуры 80 оленей. Вот вам и ещё один актор — традиционное жилище. Оно не может существовать без крупнотабунного оленеводства, но и оленеводство таких масштабов немыслимо без чума. На практике большинство семей в тундре остаются малооленными. Поэтому по специальной госпрограмме раз в 10 лет северным народам Ямала региональные власти выделяют нюки (покрышки из оленьих шкур) для чумов.

 Что со школами-интернатами для детей оленеводов?

— Для первых двух поколений учащихся этот опыт был травмирующим. Вплоть до того, что детям запрещали говорить на родном языке. Теперь же ребенок едет в поселок, где он уже не раз бывал и где у него есть родственники. Общежития при интернатах построены по семейному типу. Другим стало и отношение родителей к школам-интернатам. Раньше они не понимали, зачем туда детей отдавать. Какое-то непонятное образование, когда ребенок должен учиться пасти оленей, рыбу ловить и помогать по хозяйству. Сейчас родители ценят образование за возможность выбора иной судьбы, чем у них. В ситуации, когда будущее оленеводства в регионе туманно, второй вариант становится все более востребованным.

 Будущее оленеводства туманно из-за возможных претензий газовиков на земли, по которым проходят маршруты касланий?

— Не только. Пастбища уже не справляются с имеющимся количеством оленей. Эта проблема традиционно возникала. Только раньше перевыпас приводил к резкому падению поголовья оленей, и пока оно восстанавливалось, пастбища отдыхали. Успехи ветеринарии и дотации оленеводам сделали свое дело, и сейчас этот механизм не работает. Поэтому школа-интернат — полноценный актор современной оленеводческой культуры.

Настоящее и будущее оленеводческой культуры. Фото из архива С. Терешкова
Настоящее и будущее оленеводческой культуры. Фото из архива С. Терешкова

***

Автор: Алексей Егоров, специально для GoArctic