92 подписчика

Ровно 100 лет назад, 21 февраля 1923 года, Камерный театр впервые отправился на гастроли в Европу.

Из мемуаров Алисы Коонен:

«21 февраля 1923 года труппа Камерного театра — шестьдесят человек — погрузилась в вагоны. Провожала нас целая толпа близких и друзей театра. На перроне колыхались цветы, вслед тронувшемуся поезду молодежь кричала «ура» и «возвращайтесь скорей».

Фото из архива театра.
Фото из архива театра.

На пограничных станциях нам учиняли тщательный досмотр — искали большевистскую литературу. Наши вагоны обступали группы людей, в которых нетрудно было узнать белоэмигрантов. Они злорадно допытывались:

— Бежали из советского рая?

— Беженцы?

На одной из станций, когда нас осыпали особенно ядовитыми вопросами, Таиров, обозлившись, вытащил накладные на багаж и, помахивая ими над головой, крикнул:

— Как вы думаете, можно бежать с пятью вагонами вещей?!»

Фото из архива театра.
Фото из архива театра.

Гастроли длились семь месяцев - с марта по сентябрь. За это время Камерный театр дал 133 спектакля, играя в Париже, Берлине, Лейпциге, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и других городах.

Фото из архива театра.
Фото из архива театра.

Интерес к гастролям советского театра был настолько велик, что прочитать статьи о спектаклях Таирова можно было не только в газетах и журналах Франции и Германии, но и в Англии, Америке, Чехословакии, Венгрии, Польше, Италии, Австрии.

Фото из архива театра.
Фото из архива театра.

Во Франции, на родине Корнеля и Расина, в Париже, где Comoedie Française является верным хранителем старых классических канонов во французской трагедии, в театральном журнале «Comoedia» Габриэль Буасси напишет о спектакле «Федра»:

«Трагедия благодаря Таирову, его эрудиции и воображению возвращена нам если не в реконструкции, то в своей первобытной сущности. Минуя Расина, минуя все Сорбонны и все могилы, внезапно становишься лицом к лицу перед мифом. Из-под позолоты и обольщающих красок здесь вырастают перед нами полубоги героической Эллады».

Фото из архива театра.
Фото из архива театра.

Камерный театр поедет на гастроли за границу еще дважды: в 1925 и 1930 году спектакли Таирова увидят в Чехословакии, Италии, Австрии, Швейцарии, Литве, Бельгии и Южной Америке.

За методами работы Александра Яковлевича, за развитием синтетического театра будут внимательно следить во всем мире. Искусствоведы, критики и театроведы, далекие друг от друга по взглядам и убеждениям, не раз отметят влияние Таирова на современный ему театр.

Александр Таиров и Алиса Коонен. Фото из архива театра.
Александр Таиров и Алиса Коонен. Фото из архива театра.