Жалею ли я о том, что потратил 8 лет своей жизни на обучение в меде? Тема, конечно, не самая актуальная для февраля, но хочется все-таки выпустить куда-то накопившуюся агрессию. Поэтому расскажу все как есть.
Вкратце о себе
В школе я никогда не интересовался медициной или чем-то подобным. Четверка по биологии и тройка по химии меня вполне устраивали и, в целом, отражали мой уровень знаний по этим предметам. Я всегда был больше по точным наукам, нежели по естественным. Интересовался программированием, даже на областную олимпиаду пару раз ездил. Конечно же, после 11 класса я планировал поступить в политех, но случилось то, что случилось.
Стоит сказать пару слов о моей семье. Начиная с моих бабушки с дедушкой по линии отца и заканчивая моим братом, все они были врачами или же каким-то другим образом связаны в медициной. Думаю, не стоит даже упоминать о том давлении, которое на меня оказывалось из-за того, что я был odd one out. В конце концов, я все же сломался под этим давлением и убедил себя в том, что если я буду заниматься тем, что мне нравится, я никогда не найду работу. Таким образом, за год в 11 классе я поднял свой уровень в биологии и химии, сдал ЕГЭ на 60 и 65 соответственно и даже смог поступить на бюджет в медицинский. Хэппи энд, не так ли?
Welcome to hell
Никогда не забуду своё первое занятие в университете. Как сейчас помню: анатомия, мы все сидим в классе и ждем начала занятия. Заходит преподаватель, вкратце знакомится с нами и начинает опрос. "Какой опрос?" - закономерно спрашиваем мы. Оказывается, к нашему самому первому занятию мы уже должны были прочитать первую тему. Как итог - две тройки и двенадцать двоек. GLHF.
Это первое знакомство с медициной очень сильно резонировало с последующими пятью годами моего обучения. Расслабился хоть на секунду - двойка, добро пожаловать на пересдачу. Первые три года приходилось учить все чуть ли не дословно, потому что банально не осознаешь логику того, что тебе рассказывают на лекциях. С четвертого курса чуть проще - опыт начинает сказываться, да и преподаватели ведут себя как-то более лояльно. Шестой курс ещё проще, потому что никто не хочет портить тебе оценки в дипломе: просто ходи на пары и все будет хорошо.
Экзамены
Про экзамены хочу поговорить отдельно. Объем материала здесь, естественно, больше чем в школе, но главная проблема заключается даже не в этом. Я бы сказал что в среднем все студенты приблизительно готовы к экзаменам на оценку 3-4, но разброс получается от неуда до пятерки. Как так?
В нашем университете, как и во многих других, была сильная нехватка кадров. Настолько сильная, что анатомию у нас вела преподаватель из сельско-хозяйственной академии, которая ничего не соображала в анатомии человека. Прямая цитата от нее, сказанная на одном из уроков: "Я вместе с вами учу анатомию на занятиях." Лицо мое представили после такого заявления?
Так вот, к чему это я. Экзамены в университете принимают сразу по несколько человек, каждый из которых имеет свой уровень знаний, характер и подход к образовательному процессу. Из-за этого на моих глазах двоечники (вроде меня) уходили с экзаменов с пятерками, в то время как отличников отправляли на пересдачу. Поэтому перед экзаменами зачастую было полезнее сходить в церковь, нежели просмотреть лишний раз билеты. Как обычно, виним во всем нашу прекрасную систему образования.
Ординатура и аккредитация
Два слова про ординатуру. Если уж вы захотели быть узким специалистом, а не врачом общей практики, готовьтесь учиться как на первых трех курсах. Конечно, требуют тут меньше в плане подготовки, и система оценок куда более лояльна, но если вы не будете учить, то ваших знаний вряд ли хватит чтобы сдать аккредитацию.
Что такое аккредитация? Представьте, что вы готовитесь к экзамену. Теперь увеличьте объем информации в три раза, добавьте к этому знания с других предметов, практические задачи и тест на 3000 вопросов, который нужно сдать с точностью не менее 70%. Ах да, и конечно же навыки первой помощи, которые тоже сделали обязательными для всех специалистов. Звучит ужасно, но на деле все еще хуже. Если вы сдали с первого раза, то советую вам купить лотерейный билет.
Подытожим
Итак, стоит ли поступать в медицинский? Мой ответ: нет. Поступайте только в том случае, если вы мечтали об этом с раннего детства, либо если у вас нет других альтернатив. Поступив в медицинский вы потратите от 6 до 8 лет жизни, получив в замен диплом сомнительной ценности и возможность горбатиться по 8-10 часов в день за копеечную зарплату. Если же вас все таки угораздило поступить в медицинский, советую по окончании остаться работать на кафедре вместо того, чтобы идти работать в больницу. Сэкономите себе пару лет жизни, да и в целом перспектив больше. А если вы сумели закончить медицинский и запомнить то, что вам рассказывали на лекциях, то лучше сразу подтверждайте диплом и поезжайте работать в другую страну. Доброй ночи.