Найти в Дзене
LongWayRound
Подписаться

Папа Римский - Иннокентий Х

Портрет папы Иннокентия X. Именно это полотно можно увидеть в галерее Дориа-Памфли в Риме. В свое время оно серьезно меня впечатлило, казалось бы - просто человек сидящий в кресле в своей, так сказать - униформе. Вроде бы ничего особенного, сколько портретов вельмож, полководцев, монархов и прочих "сильных мира сего" написано было различными мастерами. Но именно Diego Rodríguez de Silva y Velázquez(Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес) поразил меня до глубины души. Всмотритесь и вы в это лицо, лицо реального человека обличенного чудовищной властью. Эта картина будто создана для ... теряюсь в многообразии эмоций.

А вот для чего собственно ? Что так впечатляет и внушает ?

Великий русский художник В. И. Суриков в своём письме к Чистякову, своему учителю, писал: «Все галереи Рима для меня лишь этот Веласкесов портрет, я не могу от него оторваться, я хожу и хожу. Когда было время отъезда, я уже несколько раз к нему приходил, смотрел, не в силах оторваться. Думал: уеду и больше не увижу». "Это насколько поразило, меня, что называю его единственной из всех работ Рима."

Мой телеграмм-канал, присоединяйтесь: https://t.me/DanAndrienkoLive

Ну что ж, взгляните как следует и вы друзья. А ниже обсудим пару деталей.

Иннокентий X
Иннокентий X

Возвращаемся к Веласкесу: что интересно – все исследователи подчёркивают, что он почти не делал предварительных эскизов, он писал «а-ля прима», о чём свидетельствуют потом исследования полотен, которые проводились – он сразу начинает писать на полотне и видит, что он хочет там изобразить и как он это композиционно всё должен сделать.

Долгое время портретный жанр был второсортным жанром, его оценили гораздо позже – англичане в 18-19 веке, и кстати, англичане в 18-19 веке вновь открыли Веласкеса. Вот тогда они назвали его художником художников, и Клод Мане тоже его называл художником художников. Веласкеса называли художником истины, князем художников. Во многом именно за портрет Иннокентия Десятого.
Портрет - Папы Римского, человека обладающего невероятным могуществом, влиянием. По его мановению могли сжечь, повесить, распять – что угодно. Если вдруг портрет ему бы просто не понравился.
Существовала секретная папская служба, где нещадным образом выявляли врагов, и уничтожали их. Всех хоть сколько-нибудь неугодных
находили повешенными, утопленными и т.д.

Что интересно: Веласкес не польстил ни одним своим мазком Иннокентию, и такое впечатление, что с полотна тебя пронизывает этот хищный взор, он буквально сверлит тебя, вглядывается и насквозь тебя видит своим злым даже в какой-то степени злобным взглядом. Причём один глаз, как это часто бывает вообще у людей, выражает одно, а другой глаз другое, один глаз тебя рассматривает, а другой угрожает тебе. Попробуйте рассматривать портрет, закрыв одну и другую часть !

Ну на самом деле, когда смотришь на этот портрет, это невероятная сила воздействия, и потом техника: возникает ощущение, что ему это ничего не стоило.
Это минимальность выразительных средств, это лаконизм, и сила. И такое впечатление, что он сделал это, как у нас в простонародье выражаются, левой ногой, не снимая валенка, так свободно и непринуждённо.

И конечно, сила отношений красного, внутри красного, эти оттенки, которые сверкают там, сияют там, бархатный занавес, на фоне которого он написал этот портрет, кресло, сама накидка эта на Иннокентии Х, эти белоснежные тончайшие кружева, эти холёные пальцы его с перстнем, чувствуется, что ухожены ногти тщательно. Причём когда смотришь – написано совершенно свободно, присматриваешься – лёгкие мазки, всё, но чуть-чуть отходишь – и прямо до тонкости всё видно.

Бороду он написал – просто облако какое-то вместо бороды, а отходишь – ты видишь каждую волосинку на бородёнке этой жиденькой !

Когда он закончил этот портрет, потрясающий по своей силе воздействия, Папа совершенно обомлел, долгое время молчал, все эти придворные, все там стоявшие прихвостни, тоже затихли. Представляете: человек, выше которого в мире никого почти нет и тут такое !
Папа Римский замер, и воцарилось молчание.
Все же царедворцы хотят, во-первых, попасть в струю, а во-вторых, боятся что-то сказать. А это Папа, который может либо казнить, либо миловать, и он долгое время молчал. Он, очевидно, пытался как-то это всё соединить, он же был умным человеком. И воцарилось молчание, и все ждут – как реагировать на это? И Папа сказал помолчав: «Troppo vero!» - «Чрезвычайно верно!», «Очень правдиво!» Он же не мог, будучи умным человеком, не сказать, что сделано великолепно.

И тут ещё вот один момент надо брать во внимание – что как любой тщеславный человек, который хочет остаться помимо тех дел, которые он делает, он в веках хочет остаться и он понимает, что только великий человек, художник решится на такое, а он почувствовал, что это великое произведение. Оно позволяет ему остаться вне времени. И это нейтрализует вообще все его неудовольствия, которые могли бы возникнуть по поводу того, что это изображение чересчур правдиво. Он обнажил мою внутренную злобу, вывернул наружу жесткий нрав, гордыню – да и пусть ! Зато с таким портретом я останусь в веках !

Так и вышло...

Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес - автопортрет
Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес - автопортрет

Иннокентий Х, будучи ошеломлён качеством работы, одарил Веласкеса золотой цепью и медалью со своим изображением. Веласкес – отказался от золотой цепи и сказал, что он не зарабатывает искусством. А после передал Иннокентию Х, записку от своего патрона -
«Его Преосвященству Иннокентию Х от преданного слуги Филиппа IV, католического короля». Подчеркнув, что этот портрет - лишь дань уважения от монарха Испании.

Подписывайтесь на мой дзен канал - дабы ничего не пропустить, ну а коли хотите эксклюзивного контента или просто поддержать, то тогда бегом на Boosty. Стать подписчиком на Boosty и поддержать канал копеечкой.

Р.S. Спасибо, что читаете мои статьи ! Если вам понравилось - загляните и в другие мои публикации, соответственно подписавшись на мой дзен-канал. Поставьте лайк или напишите комментарий - возможно это продвигает канал. Для меня очень важен факт работы не в пустоту, а для людей.