43,3K подписчиков

За что не любят Стивена Кинга? Ужасные концовки, кино и аморальная сцена из «Оно»

19K прочитали
Разбираем аргументы хейтеров. Окей, проговорим сразу: Стивен Кинг – живая жанровая легенда. И никакие разоблачения этого не отменят.

Разбираем аргументы хейтеров.

Окей, проговорим сразу: Стивен Кинг – живая жанровая легенда. И никакие разоблачения этого не отменят. Да, может, его книги и не самая интеллектуальная литература, но мир хорроров был бы гораздо беднее, не будь в нем Стивена Кинга. Он создал эстетику жутких маленьких городов и научил нас бояться обычных вещей, а многие экранизации его произведений стали великими даже в отрыве от первоисточника. Нет нужды лишний раз объяснять, в чем величие Кинга и за что его любят. Но у писателя есть не только фанаты.

Разбираем аргументы хейтеров. Окей, проговорим сразу: Стивен Кинг – живая жанровая легенда. И никакие разоблачения этого не отменят.-2

За годы невероятно продуктивной карьеры Стивена к его книгам, словам и решениям накопилось немало претензий. А у некоторых людей выработалась аллергия на Кинга и все, что его окружает. Так за что же ненавидят Стивена? И насколько это объективно? Присоединяться к хейту не обязательно, но мы обязаны разобраться.

Ужасные концовки

Когда библиография автора не просто исчисляется десятками произведений, но и приближается к сотне, провалы неизбежны. Но даже со всеми скидками Стивен Кинг возмутительно часто лажал с финалами своих книг. Выделяются истории, где сверхъестественный саспенс и гнетущая атмосфера в итоге приходили к тому, что во всем виноваты пришельцы. Ну, или межпространственные летающие фрикадельки. Да, «Лангольеры», мы смотрим на вас – хотя там виноват скорее визуал фильма, а в книге концовка просто скомкана.

   «Томминокеры» Виталий Халюков
«Томминокеры» Виталий Халюков

Можно вспомнить и «Томминокеров» 1987 года. Жители маленького городка сходят с ума и поддаются внезапному желанию откапывать космический корабль. Окей. Но что же происходит, когда инопланетный аппаратус наконец покидает Землю благодаря героическим усилиям очередного писателя-алкаша? Все люди, поддавшиеся влиянию, просто начинают себя убивать, пока не прибудут силовики. И даже те томминокеры, которых удается посадить в лабораторию, просто умирают. Как будто Кинг не знал, что с ними делать.

Разбираем аргументы хейтеров. Окей, проговорим сразу: Стивен Кинг – живая жанровая легенда. И никакие разоблачения этого не отменят.-4

А когда Стивену лень, он заканчивает книгу взрывом. В каком-то смысле так было в «Противостоянии» и «Нужных вещах», но самый яркий пример – «Ловец снов». Там Генри Дэвлин спасает мир, взрывая автобус с последними пришельцами. Не то, чтобы это была катастрофа, но как-то совсем лениво.

   «Под куполом» Виталий Халюков
«Под куполом» Виталий Халюков

Но хуже всего дела обстоят с романом «Под куполом», хотя начинался он очень достойно. Городок в штате Мэн (ну конечно!) вдруг накрывает невидимый купол. Жители паникуют, и в них просыпаются худшие черты. Виновны в этом пришельцы (ну конечно!), а под конец купол еще и заполняется токсинами. Вау, как же решить эту проблему? Нужно всего-то, чтобы циничный редактор местной газеты очень сильно попросил пришельцев остановиться! Нет, серьезно: это сработало. Вот наше первое место в рейтинге из 10 самых странных инопланетных пранков.

Стыдные попытки влезть в кино

Да, чаще всего достается режиссерам и сценаристам, которые испортили «Темную башню», «Лангольеров» и так далее. Но иногда виноват непосредственно Стивен Кинг. Всем же известно, что писатель ненавидит «Сияние» Стэнли Кубрика – абсолютно культовое и признанное кино. Ему не понравилась игра Джека Николсона, не понравилась Шелли Дюваль и вообще ужас, кошмар, переврали книгу. Но знали ли вы, что в 1997 году Кинг сделал «правильную версию» «Сияния»?

   «Сияние» Виталий Халюков
«Сияние» Виталий Халюков

Технически мини-сериал снял режиссер Мик Гэррис, но проект появился только потому, что Кинг захотел показать людям правильную экранизацию. И это полный отстой. «Сияние» 1997 года – скучное, серое и излишне подробное кинцо, постоянно прерывающее повествование неуместными флешбеками. Ой, ну зато здесь нет места вольным трактовкам и отличиям от книги! Что ж, Стивен Кинг самостоятельно ответил на вечный вопрос, почему авторы экранизаций никогда не пересказывают первоисточник полностью.

   «Максимальное ускорение» Виталий Халюков
«Максимальное ускорение» Виталий Халюков

Тот факт, что Кингу лучше не лезть в кинематограф с правками, доказывает его первая и единственная режиссерская работа – «Максимальное ускорение» 1986 года. Тайтл о машинах, которые сходят с ума из-за влияния мистической кометы, можно смотреть только первые тридцать минут. После этого он превратится в тошнотворно длинный фильм с картонными персонажами.

Тупые фирменные клише

Узнаваемый стиль – это здорово, но у него тоже бывают издержки. И хотя многие любят истинно кинговские клише, вроде маленьких городишек с темными секретами и неожиданных смертей персонажей, некоторые приемы Стивена откровенно надоели. Особенно если вы уже неплохо знакомы с методами Кинга и узнаете их с первой строчки.

   «Оно» Виталий Халюков
«Оно» Виталий Халюков

Часто мастер ужаса пугает не монстрами из другого мира и провинциальной безнадегой, а тем, с какой поразительной стабильностью в его сюжетах появляются героические писатели-алкоголики, нереалистично злые подростки, кровожадные религиозные фанатики, малолетние телепаты или телекинетики, мертвые дети, штат Мэн и отвратительные, неправдоподобные, ну просто дьявольски неловкие сцены секса. Есть и менее заметные вещи: например, в романах Кинга кто-то обязательно должен напрудить в штаны.

У этих клише наверняка есть фанаты, но часто кажется, что Кинг собирает конструктор из одних и тех же деталей и моментами работает по формуле, как какая-нибудь Дарья Донцова. Видишь слепого, глухого или коматозника – будь уверен, что у него есть сверхъестественные способности. Видишь чересчур милого персонажа – это первый кандидат на выход. И так всегда.

Та ужасная сцена из «Оно»

«Оно» – культовый, но абсолютно проклятый роман, если мы говорим о финальном моменте линии 1958 года. Не просто так ужасную концовку родили и мини-сериал из 1990-х, и фильм из 2019-го. Там Клуб Неудачников глупейшим образом побеждает бессмертную тварь из другого измерения, которая на деле оказывается не такой уж и страшной. Но одна сцена всегда опускается и существует только в книге. И лучше бы ее просто не было.

   «Оно» Виталий Халюков
«Оно» Виталий Халюков

В книжной версии «Оно» дети из Клуба Неудачников, победив монстра в первый раз в 1958 году, устраивают специальный ритуал, чтобы закрепить свою связь. А если выражаться конкретнее, подземную оргию с шестью мальчиками и одной девочкой в лице Беверли Марш, которой тогда было 11 лет.

В литературе бывали и более жесткие вещи, при этом заслуженно признанные великими. Но Стивен Кинг – не Уильям Берроуз, если вы понимаете о чем речь. Поэтому сцена всегда казалась неуместной и бесконечно неловкой провокацией, которую Кингу припоминают уже больше тридцати лет. И вряд ли он бы сам смог перечитать ее, не сойдя с ума от кринжа.

Самовлюбленность

Среди всех фанатов писателя есть один, чья уверенность в гениальности Кинга неиссякаема – и его зовут Стивен Кинг. Кажется, в какой-то момент он начал воспринимать свою фамилию буквально. Нет ничего плохого в том, что кто-то доволен тем, как сложилась его карьера. Но Кинг перегибает.

Разбираем аргументы хейтеров. Окей, проговорим сразу: Стивен Кинг – живая жанровая легенда. И никакие разоблачения этого не отменят.-10

Во введении пятого романа из цикла «Темная башня» Кинг нескромно предполагает, что его произведения, возможно, будут с удовольствием читать и через 500 лет. Или вот еще один пассаж перед началом тома из того же цикла: там Кинг переживал, что не сможет закончить эпопею до своей смерти, потому что он «несет ответственность за то, что построил Темную Башню в воображении миллионов читателей».

А если мы попробуем пересчитать все случаи, когда главным и самым симпатичным героем произведений Кинга оказывался писатель-алкоголик, то, наверное, сойдем с ума. Даже история с ненавистью к «Сиянию» Кубрика – просто обида Кинга на то, что его работу кто-то посмел интерпретировать и менять, как ему вздумается. У старины Стивена точно нет проблем с отношением к себе. И это его главная проблема.

Разбираем аргументы хейтеров. Окей, проговорим сразу: Стивен Кинг – живая жанровая легенда. И никакие разоблачения этого не отменят.-11

Праймовый Кинг – неплохой жанровый автор. Компетентный, одаренный, но уж точно не гениальный, а количество самоповторов и провальных тайтлов только показывает, что он всегда был ремесленником. Но сам Стивен, похоже, всерьез уверен, что пишет великую литературу, которая проживет века. И из-за этого качества многим сложно воспринимать его.

Оно чувствуется в интервью, в авторских предисловиях, в твиттере и в самих произведениях. Кинг хочет, чтобы его читали и почитали, а не почитывали. Звучит забавно, когда понимаешь, что у тебя в руках ужастик, многие элементы которого напрашиваются на эпитет «очередной». Нет ничего предосудительного в том, чтобы получать от работ Кинга удовольствие – хоть в книгах, хоть через кино. Но нужно осознавать, что вокруг полно литературы получше. А смешной самовлюбленный пафос Стивена – лучший аргумент его хейтеров.

Как выглядят русские клоны Гарри Поттера? От попсовой Тани Гроттер до жалкого Петра Ларина

Иосиф Бродский – король графоманов и самый надоевший поэт. Виноват не только он, но и современные фанаты

👍 Каждый лайк помогает каналу развиваться. Больше лайков – больше классных текстов!

✅ Смело подписывайтесь на «Палач», у нас только захватывающие посты!