Найти в Дзене
Alyona Verden. Поговорим...

Перед ночью святого Варфоломея. Генрих "трижды принц" Наваррский и "свадебный адмирал" Гаспар де Колиньи

А в кипящих котлах прежних боен и смут,

Сколько пищи для маленьких наших мозгов…

В. С. Высоцкий

В предыдущей статье я постаралась обрисовать сложившуюся к 1572 году обстановку как в самой Франции, так и в Европе. Теперь же перейду к событиям непосредственно лета 1572 года, хотя и с отступлениями в прошлое, по-другому - никак.

Итак, во Франции состоялось примирение католиков и гугенотов. По мысли большей части политических лидеров - окончательное, либо на достаточно долгое время. Недовольны таким положением вещей были партия Гизов и испанский король Филипп II. Испании объединённая Франция под боком была совсем ни к чему. А Гизы… Сам Генрих де Гиз был совсем не религиозен. Но использовал вражду между католиками и гугенотами в собственных интересах, и так получилось, что в результате примирения, его интересы учесть никто не посчитал нужным. Но об этом поговорим в третьей статье, а пока - Генрих Бурбон и Гаспар де Колиньи. И Нидерланды с Наваррой.

Нидерланды… Ох уж эти Нидерланды. Провинции, которые Карл V передал своему сыну Филиппу, изначально бывшие частью герцогства Бургундского, а потом достаточно легко принявшие власть Габсбургов. Провинции мятежные, для усмирения которых был послан герцог Альба. Почти столетие на эти территории будут жадными взглядами посматривать то Англия, то Франция - впрочем, Франция смотрит уже сейчас, в 1572 году. Потерпев поражение в Итальянских войнах, Франция хочет взять реванш на севере, при поддержке принцев Оранского дома и Англии.

И Наварра. Пограничная страна между Францией и Испанией, юг Франции, который является "настоящим питомником солдат" (вообще, это про Гасконь было сказано, но невелика разница). Наварра, от которой испанский король уже отхватил порядочный кусок, а дед нынешнего французского короля Карла IX Франциск хотел сделать французской территорией, переведя наваррских королей в разряд вассальных князей. Для этого сестра Франциска I Маргарита была выдана замуж за короля Наварры Генриха II д'Альбре.  Для этого был устроен брак строптивой принцессы Наварры Жанны д'Альбре с Антуаном де Бурбоном, принцем из дома Бурбонов. И для этого была заключена помолвка сына Жанны и Антуана Генриха Бурбона с Маргаритой Валуа, младшей дочерью Генриха II Валуа и Екатерины Медичи, когда Маргарите Валуа и Генриху Бурбону было всего по два года. Впрочем, вскоре о помолвке все предпочли забыть, между Валуа и д'Альбре началась очередная свара (точнее - обострилась старая вражда). А Маргарита - Маргариту нужно было выдать замуж. Только вот за кого?

Оказывается, принцессу выдать замуж не так-то и просто, это в сказках за рукой принцессы очередь выстраивается. Здесь же достойный претендент был только один, король Португалии Себастьян. Но уж больно долго португальцы тянули с ответом, не говоря ни "да" ни "нет", к слову - в этом намеренном затягивании ясно была видна рука Филиппа II Испанского, видимо, дальновидный Габсбург уже тогда прикидывал свои шансы на то, чтобы примерить португальскую корону. Португальские кортесы, впрочем, были не против женитьбы Себастьяна, но вот регенты, особенно кардинал Энрике, вовсю препятствовали свадьбе молодого короля. Точку в этом деле поставил сам Себастьян, заявив, что жениться в ближайшем будущем не намерен. И тогда в качестве претендента на руку Маргариты снова назвали Генриха Наваррского. 

В принципе, Генрих был всем хорош. Он был Бурбон, то есть - принц. Его мать была д'Альбре - второй раз принц. Его бабка была родной сестрой Франциска I, первого короля из ангулемской ветви династии Валуа - то есть, он был ещё и Валуа, в придачу. Трижды принц крови, имевший права на корону Франции - если все сыновья Генриха II Валуа не оставят потомков. Единственный недостаток, и он же - достоинство - Генрих был протестант. Недостаток - потому что жениться предстояло на католичке. Достоинство - этот беспрецедентный брак должен был показать гугенотам всю серьёзность намерений дома Валуа в грядущем примирении.

Однако, несмотря на все препятствия, брак был одобрен заинтересованными сторонами. Трудно было убедить Жанну д'Альбре, но удалось, а Антуан де Бурбон к тому времени уже умер. Трудно было получить разрешение от Папы… да его и не получили, а подделали, только потому что без такого разрешения кардинал де Бурбон, единственный католик среди Бурбонов, отказывался проводить венчание. Забегая вперёд - постфактум Папа всё же благословил этот брак. Казалось, все проблемы решены. Несмотря на смерть Жанны д'Альбре от туберкулёза в июне 1572 года.

Жанна д'Альбре, королева Наварры и Беарна. Антуана вообще можно в расчёт не принимать
Жанна д'Альбре, королева Наварры и Беарна. Антуана вообще можно в расчёт не принимать

Разумеется, версия убийства, точнее - отравления главной политической соперницы Екатерины Медичи была чуть ли не единственной, но вскрытие установило, что Жанна всё-таки умерла от болезни. Поэтому отравление при помощи надушенных перчаток оставим на совести Дюма. 

Итак, сперва свадьба, потом - война, в которой Франция не может не победить, и окончательный мир среди французов, католиков и гугенотов - настоящая идиллия. Так утверждал Гаспар де Колиньи. И даже известия о разгроме Жанлиса не поколебали его уверенность. В конце-концов, это война, а на войне бывает всякое, и одна проигранная битва ещё не означает проигранной войны. И пусть Екатерина Медичи уверенность Колиньи не разделяла, но на его стороне был королевский совет, да и сам король. Сомневаясь в целесообразности войны с Испанией, Екатерина всё же не была полностью уверена в том, что эта война - предприятие безнадёжное. Однако скоро она убедилась в том, что Франция войну проиграет, и в том, что Колиньи, мягко говоря, некомпетентен - и помог ей в этом ни кто иной, как Фернандо Альварес де Толедо, герцог Альба.

Герцог Альба
Герцог Альба

Альбу часто представляют этаким солдафоном, жестоким тираном, привыкшим решать все проблемы при помощи грубой силы. Отчасти это правда, на войне Альба действовал достаточно жёстко. Но не только в отношении противника. Так, почти десять лет спустя, когда испанская армия штурмовала Лиссабон, солдаты одного из испанских отрядов разорили несколько домов, несмотря на то, что Альба строго запретил любые проявления мародёрства. "Железный герцог" не постеснялся приказать повесить командира этого отряда, высечь прилюдно остальных офицеров, и казнить по жребию каждого десятого солдата, возродив таким образом децимацию, принятую в римских легионах. Что же касается политики, когда Филиппу II потребовалось расторгнуть помолвку одной принцессы с его, Филиппа, сыном, а потом договориться о женитьбе самого Филиппа на этой же принцессе - именно Альба вёл переговоры в столь щекотливом деле. И провёл их успешно (к слову, эта принцесса - старшая дочь Екатерины Медичи Елизавета Валуа). В этой ситуации, получив в руки письмо Карла IX Вильгельму Оранскому, недвусмысленно указывающее на то, что Франция намерена вступить в войну во Фландрии, Альба поступил очень просто. Он снял с этого письма копию, и отправил эту копию Екатерине Медичи, которую считал самым адекватным человеком во французской королевской семье. Приложив также копии своих писем Елизавете, с ответными письмами английской королевы, в которых Елизавета уверяла Альбу, что Англия в данном конфликте выступает на стороне Испании. Когда Екатерина получила эти письма, для неё стало ясно, что начинать войну сейчас бессмысленно, Альба знает всё, Англия на стороне Испании, и единственным союзником Франции будет Вильгельм Оранский. Ну а если против Франции выступит ещё и император Фердинанд, брат Филиппа II - тут не то, что новые территории приобрести, сохранить бы то, что уже есть. Эти мысли Екатерина изложила на королевском совете, но, к её ужасу, Колиньи продолжал настаивать на войне, и король по-прежнему был на стороне адмирала. Как же, ведь это сам Колиньи… а, кстати, кто такой этот Колиньи?

Гаспар де Колиньи

Родился 16 февраля 1519 года.

1544 год - посвящён в рыцари в честь победы при Черезоле.

1554 год - участвует в войне. Французы вторгаются во Фландрию, разоряют Эно и Артуа, но при приближении армии Филиберта Савойского отступают в Пикардию. Когда к Филиберту присоединяется император Карл V, происходит решающее сражение у Ренти. Французы осаждают крепость, испанцы пытаются снять осаду, но французы отбивают атаку. Итог - ничья, с небольшим перевесом французов. Колиньи командует пехотой, и командует хорошо. Но после боя ссорится с Франсуа де Гизом из-за славы и добычи. Обе армии отступают, Ренти французам взять не удаётся.

1557 год. Новая война с Испанией, Колиньи - губернатор Пикардии, в январе совершает нападение на Дуэ (неудачное), и нападение на Ланс (удачное). Испанцы наносят ответный удар лишь летом, с севера вторгается армия Филиберта Савойского и направляется к Сан-Кантену. Город защищает Колиньи с небольшим отрядом. Филиберт осаждает город, но на выручку Колиньи идёт коннетабль Анн де Монморанси. Однако в сражении Филиберт наносит Монморанси сокрушительное поражение и продолжает осаду. За счет беглецов с поля боя численность отряда Колиньи возрастает, и он обороняет город ещё две недели, после чего сдаётся. К тому времени испанцы уже прорвались в город в нескольких местах. Колиньи попадает в плен на два года, пока за его голову не выплатят выкуп в 150 тыс. ливров, огромная сумма по тем временам. Ведь после поражения французов у Сен-Кантена Генрих II для организации обороны уже Парижа собрал 300 тыс. ливров. Но испанцы не идут на Париж, а вместо этого разоряют несколько городов в Пикардии и уходят. Причина банальна, у Филиберта Савойского нет денег на содержание армии, собственно, денег нет и в казне Испании, именно поэтому испанцы так задержались с ответным ударом. Кстати, именно во время плена Колиньи меняет вероисповедание и становится протестантом.  

От Сен-Кантена до Парижа рукой подать
От Сен-Кантена до Парижа рукой подать

Осада Орлеана, 1562 год, первая религиозная война. Колиньи руководит обороной города, осаждающими командует Франсуа де Гиз. После убийства Гиза начинаются переговоры и при посредничестве Екатерины Медичи заключается Амбуазский мир.

1567 год. Вместе с принцем Конде Колиньи устраивает заговор с целью похитить короля Карла IX, когда тот находится в Мо, однако заговор вовремя раскрывают и король возвращается в Париж. Начинается новая гражданская война, но благодаря заговору Колиньи и Конде двор окончательно переходит на сторону католиков.

1569 год, март - битва при Жарнаке. Генрих Анжуйский наносит гугенотам поражение, причём Конде убит в бою, а Колиньи отступает. 

1569 год, февраль - битва при Монконтуре. Католиками командует Генрих Анжуйский и Таванн, гугенотами - Колиньи. Полный разгром гугенотов. Правда, потом, соединившись с армией Габриэля де Монтгомери, Колиньи смог взять Тулузу.

1570 год - заключение Сен-Жерменского мира. Опять при содействии Екатерины Медичи.

Ну, и собственно, что мы видим? Безусловно, Колиньи - хороший солдат. Но и только. Гениальностью, и даже сколь-нибудь значительным полководческим талантом тут и не пахнет, в единственной битве, в которой он командовал сам, гугеноты потерпели сокрушительное поражение. Так в чем причина такой бешеной популярности? А вы на его портрет посмотрите. Вспомните, что обороняя Сен-Кантен, Колиньи всё же задержал испанцев, да ещё и в плен попал. Прибавте к этому умение себя держать и "опасный дар красноречия" - и сразу всё станет ясно.

Ну как такому не поверить?
Ну как такому не поверить?

Екатерине Медичи тоже всё было ясно. С её точки зрения Колиньи был либо врагом, действующим в интересах Англии или французских протестантов, с целью ослабления Франции и династии Валуа. Либо попросту дураком, не способным видеть очевидные вещи, что значительно хуже. Ведь действия врага можно предугадать, и принять меры - но никому не ведомо, что может сотворить дурак, особенно если поставить его во главе армии. И раз отстранить Колиньи от дел не удалось путём интриг - оставалось лишь физическое устранение адмирала. Иначе война неизбежна, и, даже если Франция уцелеет - править ей будут не Валуа.

Но ничего ещё не решено, и, возможно, Екатерине всё же удастся отговорить короля от войны.

Алена ©

Продолжение следует…

А начало здесь:

Екатерина Медичи, Гаспар де Колиньи, Елизавета Английская, герцог Альба - всё смешалось в Европе 16 века
Alyona Verden. Поговорим...16 февраля 2023