853 подписчика

О Страшном Суде. Готовимся к Великому Посту.

Слово в Неделю Мясопустную (о Страшном суде).

Во имя Отца и Сына, и Святаго духа. Сегодня мы слышали о Страшном суде Господнем. Слышали мы в стихирах, слышали мы в Евангелии. Когда мы вспоминаем какие-то евангельские, библейские события, которые были в прошлом, это понятно. Понятно, в том смысле, что мы не просто их вспоминаем как что-то то давно бывшее и имеющие какое-то значение в сегодняшнем дне. Мы переживаем евангельские события, как самое непосредственное отношение, имеющее к сегодняшнему дню, как, то, что необходимо актуализировать сейчас, и здесь, стать причастниками этого. Священник молится “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”: -сейчас. И действительно врата Сионской горницы они расширяются и вмещают всех, кто в этот день складывает руки на груди и приходит ко Святой Чаше. Или в кондаке Рождества «Дева днесь Пресущественнаго раждает..» - сейчас, здесь, днесь. То есть очень важно евангельские события переживать как актуальное и совершающееся сейчас, в том смысле, что мы должны усвоить те дары благодати, которые принес на землю Господь.

И время не властно над этими вещами. Но когда мы вспоминаем Второе пришествие, то его еще не было, оно исторически еще не произошло. Но Церковь тоже это событие вспоминает и сегодняшний день как раз воспоминание Второго пришествия. Преподобный Исаак Сирин как-то сказал о том, что покаяние - это суждение себя прежде того, как нас осудит Господь, прежде Суда Божия. В таком смысле и сегодня мы переживаем это Второе пришествие. Мы понимаем, что нам придется встать перед Судищем Христовым и дать отчет во всем, что мы сделали в этой жизни - добром, злом. И вот лучше заранее к этому подготовиться. Как к экзамену в жизни, в школе или в институте человек заранее готовится. Если он не готовился, пришел, то он чаще всего, за редким исключением не сможет его сдать, если не видел билетов, не знает, о чем будут спрашивать его преподаватели.

Страшный Суд. Успенский Собор Кремля Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/ikonografiya-strashnogo-suda/
Страшный Суд. Успенский Собор Кремля Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/ikonografiya-strashnogo-suda/

Так и ко Второму пришествию нужно заранее готовиться, нужно самим себе задавать эти вопросы. Задавать их прежде всего своей совестью. Потому что Господь говорит очень страшные слова «в чем застану, в том и сужу». Умер человек в алкогольном опьянении, в бандитской разборке, в блуде, еще в каком-то состоянии отчаяния, проклятия, отвержения жизни и всего прочего что дал Господь, без покаяния, без веры и это состояние станет вечным для человека. С этим состоянием человек уйдет в мир иной, это состояние может на веки вечные так остаться, как состояние неизбывное природе человека.

«Господи, в покаянии приими мя» молимся мы в вечерних молитвах. Это очень важный такой момент, потому что оправдаться, перед Господом не получится. Не получится свалить вину на кого - то, это тоже очень важно. Потому что иногда человек, когда живет здесь, на земле, у него все вокруг виноваты, кроме него самого. Но на Страшном суде это не пройдет, потому что “книги бо совестныя разгибаются, и дела сокровенная открываются” (молитва по 3-й кафизме).

Т.е., грех, который мы совершили, он будет совсем в другом состоянии восприятия для нас самих прежде всего. Никто-то с наружи нас будет обличать, и указывать как прокурор на судебном заседании. Нет, в самих нас будет то осознание своей неправды, своей греховности. Все иллюзии отойдут. Сейчас мы в своей гордыне, в самости, эгоизме, мы очень многого в себе не видим. Тогда этого не получится. Тогда как раз все встанет на свои места. И вот это обнажение души человеческой, это то самое страшное, самое болезненное, что придется испытать каждому из нас.

Мы стоим с вами в современном храме. А в древних храмах очень часто на западной стене было как раз изображено таинство Второго пришествия Господа и Страшного суда, когда иконописец изображал этот Страшный суд. Конечно, символически все это изображалось. Но в этих символах, которой видел человек воочию и глазами воспринимал, были очень важные нарративы, были очень важные смыслы, которые человеку предлагались для осознания, для понимания. Древний змей, т.е. дьявол, грех, который через всю эту стену западную, на которой изображен Страшный Суд, он сам из преисподней, но он до самых небес и свою голову к Престолу Вседержителя поднимает. И на этом змее такие кольца, на которых написаны смертные грехи, которыми прельщается человек это и гнев, и блуд, и зависть, и сребролюбие, и чревоугодие - вот эти кольца змея.

XVIII в. Дерево, левкас, темпера, золочение. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
XVIII в. Дерево, левкас, темпера, золочение. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Или, например, душа, которая в центре этой композиции стоит, человек- это каждый из нас. И весы изображены, на которых взвешивается и доброе, и злое. Конечно, это не математический подсчет, сколько человек сделал добрых дел и сколько они весят и злых, нет, конечно, не в этом смысле только. Хотя и в этом смысле, есть какой - то определенный резон. Но тем не менее самое главное то, что идет борьба за человеческую душу здесь и сейчас. И она как раз воочию еще на Страшном Суде Христовом окончательно обострится и будет совсем беспощадна. Потому что силы зла, которые сознательно отступили от Бога, "духи злобы поднебесной" (Еф. 6:12) будут пытаться как можно больше увлечь душ человеческих в свою власть, в свое царство преисподней, во «ад всеядец”.

И конечно, Господь будет искать не то, чтобы нас осудить, но чтоб нас оправдать. Но если всё в нашей душе поражено грехом, если никакая добродетель не оказывается бескорыстной, искренней, богоугодной, а в ней человекоугодие, в ней самолюбие, в ней гордыня человеческая, то кто нас тогда сможет изъять из этой власти сил зла, которые уже здесь, на земле нас захватили, нами манипулируют, нами обладают, нас используют.

Конец XIX века
Конец XIX века

И наступит этот страшный день Господень, который не просто будет Судом частным каждого из нас, но и Судом всеобщим. Когда все исторические события, все исторические герои и антигерои, все человеческие личности, известные и малоизвестные, увидят всё свое в свете правды Божией.

У человека есть, безусловно, неизбывное желание справедливости. Каждый из нас ждет, что эта справедливость должна восторжествовать, должна обязательно наступить. Но, пока мы живем в этом мире, мы это справедливость не уразумеваем и не понимаем, потому что мы очень субъективно воспринимаем действительность. Мы не видим ее, так как видит ее Господь. И еще второй момент, почему так происходит, потому что здесь дана возможность каждому реализовать своё, что в его душе.

Выбор жизни вечной, он может быть только свободный. Выбор любви Божией, он может быть только по произволению самого человека, его нельзя никак навязать. Человека нельзя заставить войти в Царство Небесное, в жизнь вечную, в жизнь Божественную. Это может быть только выбор любви. И временная жизнь она может человека к этому подтолкнуть, она может ему как-то показать, приоткрыть, но выбор все равно каждый из нас может сделать только свободно. Господь любит любочестие. Когда человек добро выбирает именно по внутреннему сердечному стремлению, оно не может быть навязано.

Слово в Неделю Мясопустную (о Страшном суде). Во имя Отца и Сына, и Святаго духа. Сегодня мы слышали о Страшном суде Господнем. Слышали мы в стихирах, слышали мы в Евангелии.-6

Зло оно конечно, по-другому действует. Оно старается обольстить, прельстить и обмануть человека. Но тем не менее у человека всегда есть собственный выбор. И если человек стремится к совершенству и к благу, которое выше него, которое Сам Господь, то Бог не даст нам обмануться.

И поэтому в этом мире мы не совсем можем все понять, уразуметь, в плане справедливости. Нам кажется очень часто, что здесь все как-то не так. И зло торжествует, и добро немощное, и слабое. Но Второе пришествие оно все расставит по своим местам. И мы поймем премудрость Божию, прославим эту премудрость, если уразумеем эту премудрость, если войдет в эту премудрость.

Но будет страшное состояние другое, состояние ожесточение души, гордыни, которое свойственно на самом деле прежде всего дьяволу и ангелам его. Ведь, когда сегодня Господь говорит в притче о том, что “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам” (Мф. 25:41), Он не говорит, что этот огонь людям уготован. Потому что люди, они чаще всего заблуждаются, и сознательно, в таком богоборчестве редко кто прибывает. А дьявол, он сознательно Богу противится, потому что он сознательный выбор сделал в пользу своей гордыни, своего богопротивления до конца.

И поэтому, конечно, для кого-то Страшный суд станет окончательным обличением того зла, которое в этой душе поселилось. И человек в этой злобе станет демоноподобным. Поэтому и войдет в эту вечную муку уже вместе с дьяволом, отверженный от божественной любви и божественной жизни.

Мозаика Баттистеро ди Сан-Джованни https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Battistero_di_San_Giovanni_mosaics_n11.jpg
Мозаика Баттистеро ди Сан-Джованни https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Battistero_di_San_Giovanni_mosaics_n11.jpg

Хотя, по мнению некоторых Святых Отцов, например, свт.Григория Богослова вечное блаженство и вечная мука - это одно и тоже. "Будет Бог всяческая во всех” (1Кор.15:28) как говорит апостол Павел. Это означает что? Что та любовь Бога, которая радостью становится для праведников, для того, кто впустил эту любовь в свое сердце, кто славословит и прославляет Бога всей своей жизнью, кто прозрачен по отношению к благодати, которую дает Бог, та же самая благодать Божия станет мучительной и жгучей, неизбывной мукой для тех, кто отвержет эту любовь. Она будет снаружи, она не сможет проникнуть во внутреннее существа духовного. И если говорить о людях, то и существа телесного. Потому что человек будет обладать в воскресении не только душой, но и неким телом, конечно духовным телом, но тем не менее какой-то материальной субстанцией, так было изначально задумано о человеке.

И вот это все будет жечь, жечь человека и духов злобы поднебесной, потому что они в вечной вражде против Бога не смогут принять эту любовь. Не захотят самое главное принять эту любовь, поэтому и мука вечная.

Это тайна выбора, которая уже здесь совершается и окончательно будет завершена после окончания мировой истории, она должна нас тоже беспокоить, по крайней мере, в том личном, индивидуальном выборе, которой мы совершаем здесь и сейчас на земле. Поэтому каждый раз на службе звучит это «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим” в прошениях ектеньи.

Потому что, если мы сейчас не будем это актуализировать в своей памяти, своем сердце, в своем сознании, то мы будем не готовы к Страшному суду. А когда мы об этом будем вспоминать и делать это для себя важным и актуальным, то мы будем конечно учиться каяться, будем учиться покаянию, будем учиться осуждению самих себя, с сокрушением сердца. И это даст нам возможность меняться к лучшему, даст нам возможность приблизиться к Богу, даст возможность действительно встать на путь спасения души.

Слово в Неделю Мясопустную (о Страшном суде). Во имя Отца и Сына, и Святаго духа. Сегодня мы слышали о Страшном суде Господнем. Слышали мы в стихирах, слышали мы в Евангелии.-8

Иначе очень часто человек благодушествует, ему кажется, что у него все нормально, он более-менее находит, тот или иной язык с окружающими людьми, а если не находит, то предпочитает не общаться, уклонится от тех, с кем не может найти общего языка. И ему кажется, что в принципе он выполняет какие - то свои обязанности, служебные или религиозные или еще какие-то. Ну, в общем, так, себя человек успокаивает, убаюкивает, и живет какими-то земными перспективами. Что у него будет там через месяц, через два, экзамен в институте или какая -то ответственная проверка налоговой, или продажа и человек вот этим измеряет свою временную жизнь.

Но ведь это же всё, не тот главный экзамен, который всем нам подлежит сдать после смерти каждому, сначала частный суд, а потом вселенский экзамен, когда все человечество предстанет на Суд Божий. Потому что “Ибо все из Него, Им и к Нему” (Рим.11:36). И к Богу все мы придем, всем нам подобает предстать на Судище Христово, и "каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим.14:12), что мы с телом соделали и доброго и злого, говорит апостол Павел. И на этот Суд Христов мы обязательно попадем “человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евр. 9:27).

Вот это очень важно помнить, важно актуализировать в повседневной жизни. И более того Вам скажу, когда Евхаристию мы совершаем в храме, когда совершаем Божественную литургию, мы актуализируем не только Крест Христов, воскресение тридневное Христа, но и Второе преславное пришествие. Христос приходит сюда, среди верующих присутствует уже, Он уже он здесь, с нами пребывает. И в этом уже открывается тот Суд над каждым из нас, который может быть, как и репетиция, как некая экзаменационной подготовка, которая очень важна для того, чтобы мы отрясли греховный сон, самообольщение тщеславия своего, своей самости. И смогли в свете правды Божией посмотреть на себя, на свою жизнь, на свое сердце, и исправить свои грехи, пока есть у нас для этого возможность. Аминь.

Проповедь в Неделю Мясопустную (о Страшном суде)

протоиерей Иоанн Чураков

19.02.2023

Подать записки, поминовение на Великий Пост

Помочь строительству храма

Подписывайтесь на наш канал