4,7K подписчиков

"На окне стояла заплеснелая чернильница, в которую воткнуто было засушенное и обгрызанное перо". Перо как социальный статус в XIX в.

313 прочитали
На почте и на телеграфе такие ручки использовались еще в начале 90х
На почте и на телеграфе такие ручки использовались еще в начале 90х

Гусиное или стальное?

Кадр из мини-сериала "Гордость и предубеждение"
Кадр из мини-сериала "Гордость и предубеждение"

Меня давно волнует вопрос, почему Колин Ферт мистер Дарси пишет письмо Элизабет Беннет железным пером? А ведь это не какое-то там рядовое письмо, это едва ли не самое знаменитое письмо в мировой литературе того времени. Роман "Гордость и предубеждение" Джейн Остин был опубликован в 1813 году, но написан — еще в конце XVIII века. Тогда железных перьев не было. Дарси, конечно, — модный (и богатый) парень, и письменные принадлежности у него должны быть на высоте. Но все же. Это ошибка бутафоров или в XVIII веке уже могли быть стальные перья?

Не случайно же Татьяну Ларину (на пару десятилетий позже) изображают с гусиным пером. Когда она пишет Онегину.

Появление стальных перьев в первой половине XIX века произвело не меньшую революцию, чем появление смартфонов, когда все пользовались кнопочными телефонами. Иметь красивые письменные принадлежности было модно, тем более, что и гусиные перья еще долго были в ходу.

Цитата в заголовке — из романа Писемского "Люди сороковых годов": "На окне стояла заплеснелая чернильница, в которую воткнуто было засушенное и обгрызанное перо. Рядом с нею стояли счеты, с вогнутыми вниз несколько спицами. Вероятно, хозяин, считая на них, изволил разгневаться и ударил по ним своим кулаком. На противоположной дивану стене висело заплеванное мухами
зеркало"
. Красота же, да?

Чичиков в "Мертвых душах" тоже пишет гусиным пером: Чичиков, очинив перо, начал писать. В это время вошла хозяйка.   "Хорош у тебя ящичек, отец мой", сказала она, подсевши к нему. "Чай, в Москве купил его?"   "В Москве", отвечал Чичиков, продолжая писать.

А вот такой "ящичек" для письменных принадлежностей был у Павла I:

Дерево, перламутр, металл, кость, ткань.
Дерево, перламутр, металл, кость, ткань.

У Плюшкина перья мало чем примечательны, зато хороша чернильница. Он "всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты".

Но вот наступает вторая половина XIX века, и в богатых семьях входит в привычку пользоваться стальными перьями:

-- Вот, князь, -- сказала Аглая, положив на столик свой альбом, -- выберите страницу и напишите мне что-нибудь. Вот перо, и еще новое. Ничего, что стальное? Каллиграфы, я слышала, стальными не пишут. (Аглая — Аглая Епанчина из романа Достоевского "Идиот").

А вот Каренин приезжает консультироваться по поводу развода к "знаменитому петербургскому адвокату": Два помощника писали на столах, скрипя перьями. Письменные принадлежности, до которых Алексей Александрович был охотник, были необыкновенно хороши. Алексей Александрович не мог не заметить этого. Один из помощников, не вставая, прищурившись, сердито обратился к Алексею Александровичу. — Что вам угодно? — Я имею дело до адвоката.

Толстой со стальным пером
Толстой со стальным пером

«Я вот сижу в комнате и пишу: в руке у меня перо стальное, под пером бумага, пишу я чернилами, и пишу на столе, стол покрыт сукном, на столе книги и пресс-папье, изображающий орла. Перо, бумага, чернила, сукно, стол суть результаты переданных от людей к людям знаний», — так Толстой описывал свой рабочий стол в 1889 году.

И даже сапожник Аляхин, в ученье к которому был отдан Ванька Жуков, держал в доме стальные перья: "Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать".

«Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога».
«Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога».

От пера к ручке

Дальнейшие метаморфозы, происходившие с пером, кажутся уже менее драматичными. Насколько я понимаю, в школах еще в 70-е годы писали перьевыми ручками. Но мы пользовались уже шариковыми — они стоили 35 коп. Можно было отдельно купить стержень — 8 коп. И были тонкие стержни и толстые (тонкие, конечно, были лучше). Иногда стержни отвратительно текли.

В какой-то момент появились ручки BIC, и они были удобнее, но стержень, насколько я помню, заменить было нельзя. Ну, про гелевые и капиллярные ручки что уж говорить. А потом появились компьютеры, и, казалось, необходимость писать рукой отпадет сама собой. Но нет — теперь пользуемся стилусами, и даже иметь хороший почерк считается хорошим тоном.

Но когда "перо" превратилось в "ручку", я не знаю. Хотя очень это интересно. Если смогу собрать материал, обязательно напишу.