Доброго всем времени суток. Долго не мог решиться на написание статьи на данную тему, уж больно она объёмная и многогранная и решение проблемы современного образования может носить только системный характер. Сразу скажу что я являюсь и отцом ученицы и сыном педагога и могу наблюдать за проблемами системы образования, так сказать, по обе стороны баррикад)))) Да именно баррикад, так как политика современных чиновников образования выстроила именно баррикады между учащимися и педагогами, так сказать разделяй и властвуй. Итак начнем.....
Одной из главных проблем в современной системе образования являются некомпетентные руководители в различных министерствах данного ведомства. Рыба как говорится гниёт с головы. Если мы посмотрим кто работает в министерстве образования и различных управлениях, то думаю не без удивления увидим, что педагогов там практически нет, есть экономисты, финансисты, юристы, а вот педагогов нет, за очень редким исключением. Так вот мне хочется задать вопрос. Как могут "непедагоги" решать проблемы в образовании? Приведу простой пример из жизни. Моя мама, года четыре назад, точно не помню, да и не в этом суть, поехала в управление образования сдавать экзамен на подтверждение высшей категории. Сразу скажу мама педагог по призванию и с шести лет не мыслила себя в другой профессии, и на данный момент имеет 46 лет педагогического стажа в школе. И вот придя на экзамен она столкнулась со своей бывшей ученицей, не самой сильной в плане учебы и которая в школе была троишницей. И вот эта ученица волею судеб или благодаря "супер способностям" или не знаю чему и кому оказалась в управлении образования и принимала экзамен у педагога с многолетним стажем. Сразу скажу, что экзамен был сдан и проблем никаких не возникло, но я про саму ситуацию. Не кажется ли вам нелепой ситуация когда человек который не имеет педагогического опыта принимает экзамен у учителя с многолетним стажем? И это только один пример из реальной жизни. Согласитесь странно было бы нанимать делать ремонт в квартире пожарных или врачей? Так почему руководить образованием у нас берут кого угодно кроме педагогов? При этом чиновники загружают учителей таким количеством отчётов и всевозможной не нужной писаниной, что на само преподавание времени практически не остаётся, я уже не говорю про время на какое-то общение с учениками, походы в театры или кино. При этом не забывайте, что учителя тоже люди и у них тоже есть своя личная жизнь, семья, дети и им тоже нужно внимание. Не помню точно сколько лет назад из министерства пришло указание, увеличить количество часов физкультуры в неделю, при этом сократили часы отведенные на математику!!! Я сам сторонник спорта, но не до такой же степени. Что, за один час физкультуры в неделю кто-то поправит свое физическое состояние и станет супер спортсменом? А вот час в неделю математики это минус одна тема в месяц или три темы в треместр, которые учителя все равно должны впихнуть, другого слова не подберу, в головы наших детей. Сюда добавьте, что у многих детей освобождение от уроков физкультуры и они просто сидят и ни чего не делают. В итоге польза от дополнительного урока физкультуры стремительно приближается к нулю. Но чиновники на местах рапортуют о проделанной работе, получают премии и ждут новых указаний, при этом они боятся что-то сказать вышестоящему руководству о бесполезности или вреде от тех или иных решений, а просто тупо берут под козырек и приступают к выполнению. При этом нет ни какой обратной связи со школой и педагогами.
Другой проблемой нашей системы образования является кадровый голод. И как следствие некомпетентность тех педагогов которые есть. Берут как говориться тех кто есть. Результат печальный. Посредственное или крайне низкое качество преподавания, конфликты с учениками и родителями ну и естественно крайне низкие знания у учащихся. Приведу пример из жизни. У моих знакомых дочка закончила девятый класс и они думали куда ей поступать, сама она хотела идти в медицинский колледж, но ввиду не очень хорошего знания химии боялась, что не поступит. На что ее мама произнесла фразу которая мне просто врезалась топором в память, цитирую дословно : " Не получится в мед, подадим в педуху, там проходной бал такой, что кто угодно поступит!!! " Ребята, с таким подходом и отношением к образованию мы далеко не уедем!!! Вы только вдумайтесь в суть слов кто угодно будет учить наших детей!!!
Врачи и учителя это две профессии от которых зависит существование любого государства, ошибки и одних и других ведут к деградации и смерти конкретных людей и всего общества в целом!!! Идти в образование и медицину должны исключительно по призванию и их труд должен очень хорошо оплачиваться, чтобы врачи и учителя чувствовали уверенность в завтрашнем дне и занимались своим делом, а не разными подработками в виде дополнительных занятий или дополнительных консультаций в платных клиниках. Мы почему-то берём не самые лучшие примеры в виде ЕГЭ, но хорошие примеры проходим стороной. В Японии ,например, конкурс на поступление в педагогический университет один из самых высоких и учатся там действительно одни из самых лучших, и это при том что только 1 из 10 выпускников получает работу в государственных учреждениях. Оплата труда учителя в Японии одна из самых высоких и сопоставима с зарплатой ведущих специалистов в крупных автомобильных компаний. Про зарплату наших преподавателей сказать такого к сожалению нельзя. И вот мне хочется задать вам вопрос. Какое отношение будет отношение у учителя к своей работе если он будет завален ненужной бумажной волокитой от руководства, неадекватные родители буду жаловаться и трепать нервы, а зарплата учителя будет составлять 10 часть стоимости телефона двоечника? Кто-то скажет, что никто не заставлял ее идти преподавать. Соглашусь что не заставляли, но допустим в школу приходит хороший, молодой преподаватель, который верит в светлое будущее и нужность своей работы, на долго его веры хватит если ему платить копейки? Кто похитрее уйдет давать частные уроки и решать курсовые студентам, не тратя свои нервы и зарабатывая гораздо бо́льшие деньги, а наших с вами детей будут учить те кто останется, а остаются поверьте не самые лучшие.
И вот тут хотелось бы немного остановиться подробнее. Вы спросите, что же хороших учителей совсем не осталось. Остались, но в обычных школах их становится все меньше, их выживает наша система образования. Хорошие педагоги уходят в элитные платные школы, где зарплаты гораздо выше, и учителя занимаются своим делом, а не бумажной волокитой. И тут мне хочется уже спросить вас. Где же наше право на бесплатное образование, прописанное у нас в конституции? Иногда мне кажется, что сильные мира специально создают подобную систему, чтобы качественное образование могли получать только дети тех у кого есть деньги. Остальным достаточно научиться читать и писать, а с этим справится и такая школа которая есть. К сожалению создается впечатление, что грамотные и думающие люди не нужны, ими тяжело управлять, нужна серость которая не думает, а только выполняет указания. Мне бы очень хотелось ошибаться, но пока создаётся именно такое впечатление. Но что-то я ушел уже в теорию заговора))))
Ещё хотелось бы отдельно остановиться, на нашем отношении к учителям. Да к тем учителя которые есть. Не все они такие уж прям нехорошие. И это я говорю не только как сын. Есть много и хороших учителей и к счастью они не опускают руки, а пытаются вложить знания в головы нашим детям. А что мы? А мы не имея педагогического образования, считаем себя гуру педагогики, начинаем спорить с учителями, пишем жалобы, чуть что-то не так как нам кажется. Мы не зная какие указания спускаются руководству школы из управления образования бежим в школу, устраиваем скандалы вместо того чтобы просто прийти и поговорить для начала с учителем, выяснить в чем суть того или иного конфликта. Мы на слово верим своим детям, но почему-то считаем что учитель всегда придирается именно к нашему ребёнку, при этом частенько не приходим на родительские собрания и игнорируя записи в дневнике и приглашения на беседу. Во многом ещё виновата та яма в образовании которая появилась в 90-е, в те тяжёлые времена мало думали об образовании, все пытались выжить, воспитанию детей мало уделялось времени. А сегодня у тех недоученных и недовоспитанных детей уже свои дети и вот мы получаем тот результат который имеем на данный момент. Недоученные родители учат учителей как учить их детей)))
Честно, мое мнение, что решить те проблемы которые накопились в образовании со времён распада СССР в одночасье нельзя, но делать однозначно с этим что-то надо. Надеюсь мы с вами застанем те времена когда учителя не будут стесняться своей профессии и получать достойную зарплату, а наши дети несмотря на материальные возможности родителей имели бы возможность получать знания и достойное образование.
Уважаемые читатели, кому понравилась статья подписывайтесь и ставьте лайки, вам не сложно, а мне приятно😉