Найти тему
Кино и Судьбы

Сложные пробы, злополучные автобусы и вмешательство КГБ. Интересные факты о легендарном телесериале «Вечный зов»

Владимир Краснопольский и Валерий Усков по праву считаются одними из самых прославленных режиссеров, причем как в советском, так и в современном кинематографе. Начиная с нулевых они по большей части специализировались на производстве сериалов. Хотя начинали свою карьеру с документального, короткометражного и художественного кино.

В начале 70-х постановщики закончили съемку легендарного сериала «Тени исчезают в полдень», основанного на одноименном романе Анатолия Иванова. После столь ошеломительного успеха Краснопольский и Усков собирались уйти в отпуск, чтобы отдохнуть и с полными силами начать работу над будущим проектом.

После выхода новой книги Иванова «Вечный зов» режиссерам пришлось поменять планы. Они прекрасно понимали, что если в ближайшее время не примутся за экранизацию, это непременно сделает кто-то другой. Вышестоящее руководство одобрило идею, и началась работа.

-2

Из-за особенности постановки, в которой каждый эпизод был похож на полноценный художественный фильм, съемки затянулись на ошеломительные одиннадцать лет. На «Мосфильме» картину в шутку окрестили «Вечным зудом». Первую партию из 6-ти серий телезрители увидели летом 1976-го, вторую - зимой 1978-го. Ну а заключительные 7 фильмов показали лишь весной 1983-го.

В оригинальном романе Иванова было внушительное количество действующих лиц, поэтому пробы затянулись на многие месяцы. На «Мосфильме» порекомендовали брать известных актеров, однако режиссеры сделали с точностью наоборот, отдав предпочтение малоизвестным артистам. Собирали актеров преимущественно по театрам, причем не только столичным.

Юрий Лахин
Юрий Лахин

К примеру, Юрия Лахина, сыгравшего Василия Кружилина, Краснопольский заметил в Свердловском академическом театре. А вот актрису Екатерину Жемчужную постановщики и вовсе караулили у подъезда. Правда ее муж принял режиссеров за хулиганов, едва не устроив драку.

Екатерина Жемчужная
Екатерина Жемчужная

С выбором кандидатур на роль отрицательных персонажей создатели также решили пойти нестандартным путем. В те времена играть отрицательных героев предлагали в основном актерам со специфической и даже отталкивающей внешностью. Поэтому выбор Ефима Копеляна на роль Михаила Кафтанова стал довольно неожиданным. К огромному сожалению на заключительном этапе съемок Ефим Захарович ушел из жизни от инфаркта. Пришлось срочно искать похожего актера.

Ефим Копелян
Ефим Копелян

Внушительная часть съемочного процесса проходила в селах, расположенных под Уфой. С каждым новым приездом съемочной группы жизнь в населенных пунктах словно останавливалась. Местные жители мечтали войти в состав массовки, а также помочь киношникам разобраться в особенностях сельской жизни.

Однажды произошел забавный случай - Краснопольский и Усков запланировали съемку эпизода с налетом бандитов, однако подходящих людей на роль не нашлось. Благо им попался местный парторг, пригласивший на партсобрание. Какого же было удивление режиссеров, когда на мероприятии они увидели сельский партийный актив, в котором все как один были похожи на бандитов. В итоге им подобрали подходящий грим и одежду, после чего посадили на лошадей и велели совершить налет.

«Вечный зов»
«Вечный зов»

Однако были и случаи, которые могли закончиться трагедией. Валерий Хлевинский отдыхал в автобусе, дожидаясь начала съемок. Водитель остановился возле склона и забыл поставить транспорт на ручной тормоз. Как и следовало ожидать, автобус поехал по склону, в конце которого был обрыв. Благо на пути оказался огромный камень, наехав на который автобус покатился кубарем и остановился в шаге от пропасти. К счастью Хлевинский, кувыркавшийся по всему салону, не пострадал.

Валерий Хлевинский
Валерий Хлевинский

Вообще автобусы доставляли массу проблем. Когда начинались дожди они банально не могли проехать по местным дорогам. Приходилось брать из колхоза трактора, и тянуть машины на прицепе.

В начале 80-х, когда заключительные серии были почти готовы, режиссеров внезапно вызвали в КГБ, потребовав вырезать все, что напоминало о сталинских репрессиях. Постановщикам ничего не оставалось, кроме как выполнить распоряжение. Правда в середине 90-х вырезанные материалы вернулись в фильм, растянув его до 27 серий.