Найти тему
ФОТО/ВИНТАЖ

Изобретательный гений Муха

Нет, в заголовке нет ошибки) Речь сегодня пойдет о выдающемся художнике, иллюстраторе, оформителе, ювелирном дизайнере и фотографе по имени Альфонс Муха. В своей работе он использовал интересный (хитрый) метод, позволяющий делать сказочные иллюстрации максимально достоверными.

Автопортрет в ателье на улице Валь-де-Грас. Альфонс Муха. 1896−1897
Автопортрет в ателье на улице Валь-де-Грас. Альфонс Муха. 1896−1897

Начнем издалека. В советском фильме «Нежданно-негаданно» был такой эпизод: героиня Татьяны Догилевой приходит к соседу художнику позировать, тот пообещал нарисовать ее портрет. Героиня готова сидеть неподвижно столько, сколько будет нужно мастеру, но он неожиданно начинает ее …фотографировать. Раз-два и готово. Почему? А потому что рисовал наш художник по фотографиям, а не с натуры. В конце эпизода он даже пообещал пририсовать героине брабантские кружева.

Кадр из фильма "Нежданно-негаданно", 1982 г.
Кадр из фильма "Нежданно-негаданно", 1982 г.

Все верно, именно этот прием использовал Альфонс Муха, чтобы делать «горящие» заказы, от которых отказывались другие именитые художники – рисовал по фотографиям. Причем, сами иллюстрации он выполнял в своеобразной манере, применяя собственное оригинальное видение, которое иногда ввергало заказчиков в настоящий шок. Благодаря мастеру, мир получил расцвет божественного стиля ар-нуво.

Прежде всего, стоит рассказать о самом художнике, странных зигзагах его удачи и в целом о жизни, напоминающей абстрактное полотно – слишком много в ней было неожиданных линий и причудливых поворотов.

Первые взлеты, первые неудачи

Альфонс Мария Муха родился в Южной Моравии, рядом с Брно, в небольшом городе Иванчице в 1860 году. Мальчик рос смышленым и с раннего детства проявлял разносторонние таланты – увлекался пением, интересовался театром, в гимназии всерьез занялся рисованием. Повзрослев, мечтал поступить в Академию художеств в Праге, но провалил экзамены. Вернувшись в родной город, Муха стал работать судебным писарем, а также художником в местном любительском театре. Он создавал декорации, рисовал афиши, оформлял пригласительные билеты и делал это так вдохновенно, что в 1879 году получил приглашение стать театральным художником в венской художественной мастерской.

Афиша, автор А. Муха
Афиша, автор А. Муха

Вскоре судьба юного гения снова совершила кульбит. В 1881 году мастерская сгорела, пожар начался в австрийском народном театре и перекинулся на близлежащие здания. В адском пламени погибло более пятисот человек. Опустошенный Альфонс Муха вернулся на родину, где нанялся украшать родовое имение графа Куэна-Беласси. Для юноши это знакомство стало настоящим счастливым билетом в творчество. Проработав несколько лет у графа, Муха получил протекцию на поступление в Мюнхенскую академию изящных искусств. Граф Куэн-Беласси был настолько покорен талантом мораванина, что согласился оплачивать обучение художника и в двух частных парижских академиях – Жюлиана и Коларосси – самых престижных школах того времени.

Безмятежная жизнь Мухи закончилась в 1887 году, когда его покровитель покончил с собой. Обучение пришлось прервать, и, чтобы обеспечить существование, Альфонсу пришлось вернуться к прежнему ремеслу - театральным афишам, рекламной продукции, меню для забегаловок и визиткам для состоятельных господ. Интересный факт, некоторое время Муха делил комнату над рестораном мадам Шарлотт с самим Винсентом Ван Гогом. О чем они мечтали? Нам остается только догадываться.

-4

Женщина-мечта Сара Бернар

В начале девяностых годов Альфонс Муха исполнил заветную мечту – купил свою первую фотокамеру. Тогда-то и родилась идея использовать фотографии моделей в качестве основы для будущих полотен. В основном это были рекламные плакаты, обложки и афиши. Художника и его оригинальные работы заметили, но до настоящей славы не хватало масштабного события, которое, впрочем, не заставило себя долго ждать. Восхищенный Париж рукоплескал Саре Бернар, актрисе, покрывшей себя мировой славой. Не желая расставаться с любимым городом, Бернар в 1893 году приобрела театр «Ренессанс», а чуть позднее – театр Насьон на площади Шатле, который впоследствии стал носить ее имя.

Сара Бернар в спектакле "Жизмонда", 1894 г.
Сара Бернар в спектакле "Жизмонда", 1894 г.

И вот однажды, практически накануне выхода спектакля «Жизмонда» выяснилось, что к премьере не были заранее подготовлены афиши и никто из художников не был готов рискнуть выполнить заказ в очень сжатые сроки. Положение спас Альфонс Муха. Он нарисовал афишу, в центре которой воссияла, конечно же, исполнительница главной роли, сама Сара Бернар. Афиша вышла настолько оригинальной, что в типографии Лемерсье все пришли в ужас, но необычная трактовка художественного образа привела Сару Бернар в полнейший восторг. Так Альфонс Муха покорил сердце мировой знаменитости и получил большой контракт. Теперь именно он отвечал за костюмы и декорации, афиши и приглашения в театре актрисы. В мастерской художника стоял фотоаппарат, перед которым позировали лучшие натурщицы, чтобы потом мастер смог создавать из эскизов-фотографий шедевры плакатного искусства.

Афиши спектаклей Сары Бернар, автор А.Муха
Афиши спектаклей Сары Бернар, автор А.Муха

Афиши Мухи были настолько хороши, что обожатели Бернар, которых с каждым спектаклем становилось все больше, срывали с тумб плакаты и уносили к себе в качестве уникальных сувениров. Эти досадные происшествия навели актрису на мысль увеличить тиражи рекламной продукции и после спектаклей продавать их неистовым поклонникам и коллекционерам. Новшество принесло театру немалую прибыль, а работы Мухи стали еще популярнее.

-7

Золотые эскизы

Фантазия Мухи в изображении персонажей в сказочном антураже иногда находила реальное воплощение. Все та же звезда и покровительница художника, Сара Бернар, однажды залюбовалась на эскиз «Медеи», выполненный рукой мастера, а точнее обратила внимание на затейливый браслет, который Муха «подарил» на холсте ее героине. Звезда решила, что украшение должно быть материализовано и заказала точную копию парижскому ювелиру Жоржу Фуке. Браслет получился как задумывал художник, идеальным до мелочей. Предприимчивый Фуке не смог пройти мимо открывшейся возможности и предложил Мухе выгодное сотрудничество. С тех пор эскизам художника ювелирная мастерская стала изготавливать браслеты, кольца, броши, диадемы, которые вскоре обрели настоящую популярность, а Париж охватила модное течение под названием «La Femme Muchas».

Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. 1899
Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. 1899

Долгая счастливая жизнь

В 1906 году Муха женился на молоденькой девушке Марии Хитиловой, чешке по национальности. Семейная пара поселилась в замке Збигор, расположенном между Прагой и Пльзенем. Со временем на свет появились сначала дочь Ярослава, а затем сын Иржи. Родина и семейное счастье дали художнику долгожданный покой и вдохновение.

Мастер долгое время работал в Хрустальном зале замка, рисовал грандиозные полотна славянской тематики. Когда Чехословакия обрела независимость, Альфонс Муха был удостоен чести создать правительственную символику нового государства, а также эскизы денежных купюр. Так Альфонс Муха стал частью национальной истории, а в искусстве его вспоминают как самого яркого представителя стиля ар-нуво. В честь гениального, изобретательного, разностороннего художника назван астероид № 5122.

Мы постарались найти фотографии, которые покажут вам, как работал мастер. Техника совмещения фотографии с эскизами была новаторской, и именно Альфонс Муха смог довести ее до уровня высокого искусства.

Фото и афиша, автор А.Муха
Фото и афиша, автор А.Муха
Фото и афиша, автор А. Муха
Фото и афиша, автор А. Муха
Фото и афиша, автор А. Муха
Фото и афиша, автор А. Муха
Фото и афиша, автор А. Муха
Фото и афиша, автор А. Муха
Для тех, кому интересна портретная фотосъемка, наш проект на «Планете» https://planeta.ru/campaigns/173856
Наша группа в ВК https://vk.com/vintage_photo_portrait

Будем рады вашей подписке и лайку. Оставайтесь с нами, дальше будет еще интереснее!