Красотка, леди, горячо востребованный профессионал (работает с Blizzard, Netflix, Ubisoft, финалист венецианской Arte Laguna Prize 13) – внезапно она получает звонок следующего содержания: «Кать, ты же художница по фонам на Нэтфликсе, а вот ты можешь нарисовать нам в газету, как выглядела бы комната твоего мозга?».
Петербургский андеграунд не ведает чувства такта, несколько месяцев мы терроризировали Катю звонками, пока не заполучили окно в ее графике – так на свет появилась рубрика. Посмотреть ее можно в печатной газете КОЛМИ.
Стиль Ермолаевой можно описать художественной медитацией на предметы, наводняющие ежедневный быт. Самые невзрачные, казалось бы, сюжеты, кусочек мыла, рулон бумаги, пустая пачка чего бы то ни было – всё оретает изящнейшую надстройку и чуткий к прекрасному зритель (а других не держим) ощущает, как на его глазах формируется новая эстетическая реальность, притом там, где ее не было никогда прежде.
***
Далее же в формате интервью.
⁃ Как ты попала в команду Netflix и в чём заключалась твоя работа в создании “Love, Death & Robots”?
⁃ Они сами нашли меня и позвали на фриланс, пригласили рисовать фоны. На этой задаче было много людей: из России четверо, из Франции человек пять и много еще откуда. Есть такой сайт Artstation — продюсеры им часто пользуются. Я была в команде, отвечающей за фоны. Другие отвечают за анимацию, кто-то предметы рисует, отдельно чашечки и ложечки, кто-то всё это наклеивает, проверяет, сходится ли, отвечает за технические моменты, затем происходит озвучивание.
⁃ Расскажи про основную профессию. Ты окончила лицей при Мухе и по образованию ты дизайнер?
⁃ Да, логотипы, визитки… Сейчас, наконец-то, я этим не занимаюсь, хотя у меня был период, когда я только так деньги зарабатывала. Я это могу и умею, но мне не нравится — скучно. Мне часто приходилось делать меню для ресторанов или баров, там куча текстов, цены, всё это надо расставлять, там особо не порисуешь. Бывает какой-то маленький с краю логотипчик дают сделать, воспринимается как отдушина, и то с кучей ТЗ для такой маленькой работы. Поэтому в дизайн я пойду, только если настанут очень тяжёлые времена.
⁃ Давай про хорошие времена, расскажи про свою поездку в Венецию на выставку в 2019 году? Ты выиграла конкурс? (Art Laguna Prize 2019)
⁃ Да, я отправила пять работ, попала в отбор, прошла три тура. Прошедшим третий тур разрешалось выставить одну свою работу на выставке. Первая моя мысль была: «Клёво! Жаль, я не могу поехать…» У меня вообще денег не было. Я у мамы просила по 300 рублей в день. На следующий день я встретилась с бывшими одноклассницами, с которыми обычно встречаешься раз в год. Обычно все рассказывают о своих успехах. Когда дошла очередь до меня, я поделилась новостью, все за меня очень порадовались, спросили, когда я еду. А я не могу ехать: у меня ни визы, ни денег, ничего. Они меня тогда очень замотивировали! «Ты с ума сошла! Когда ещё будет такая возможность!» И вот у меня две недели до поездки, мне надо быстро найти деньги, а я так не люблю запариваться… Но, видимо, это была судьба. У моей знакомой нашлась для меня работа на стройке — красить стены. Мне очень нравился этот факт, что я крашу стены, чтобы поехать в Венецию на выставку! Я попросила меня авансировать, и мне как раз хватило на визу, билеты и чуть-чуть на еду. И ещё мне повезло очень сильно с подругой, которая живет в Милане, она разрешила у себя остановиться.
⁃ Ты помнишь свои ощущения, как ты с этой картиной приезжаешь в Венецию?
⁃ Конечно! Картина 70х70 (см), довольно большая для меня, с коробкой все 80х80. Я даже попросила случайного прохожего сфотографировать меня на память. На выставке всё было здорово, все были приветливые. Через месяц я докрасила стены, получила вторую часть денег и вернулась в Венецию, чтобы забрать картину. Но обратно в Россию её не повезла, а оставила подруге в Милане. Так она там и висит, и подруга очень рада.
⁃ Ну, может, когда-нибудь заберешь! Когда купишь квартиру в Милане! Кстати говоря, хорошо ли платят иностранные компании?
⁃ У меня был опыт работы с тремя странами: Нидерланды, Америка и Испания, и все они платят одинаково так, ну, может быть, американцы побольше, что здесь я даже мечтать не могла о такой зарплате, это надо становиться бизнесменом каким-то.
⁃ Что ты делала для Activision?
⁃ Поскольку они на компьютерных играх специализируются, они просили концепт-арт сделать. Это такая штука, когда у них есть идея какая-то в голове, референсы на листке бумаги, фотографии из интернета, и они просят эту идею скомпоновать, нарисовать, необязательно только фон, могут быть и персонажи нарисованы, если надо. Это не для производства, а чтобы они поняли, как их идея может выглядеть. Как скриншот из игры.
⁃ В этой работе больше изысков?
⁃ Спорный вопрос… Они закидывают тебя референсами, конкретно вот такой плащ, конкретно вот такой дом. Просто они скидывают фотографии или текст, а мы должны нарисовать. Это немного другое и меньше мне нравится. Приходится, условно говоря, влезать в чужую голову, их тяжело понять. С фонами всё конкретно: рисуешь это, не больше, не меньше, конкретно это. Правки минимальные. А с концепт-артом можно переделывать месяцами одну картинку, «а давайте ещё цвет кружки поменяем», и мы две недели на разные меняем, но «нет, всё-таки первый вариант был лучше, а давайте ещё посмотрим, если без».
⁃ Если все-таки сравнить digital дизайн с масляной живописью, что тебе больше нравится?
⁃ Мне очень нравится живопись! Я вообще изначально, когда училась на дизайнера в Универе, параллельно думала, что да, наверное, я буду работать дизайнером, но точно никогда не заброшу эти красочки, никогда. И всё время рисовала просто для себя, потому что мне нравился процесс. И где-то там была мечта, что было бы клёво делать выставки и было бы идеально зарабатывать себе на жизнь только живописью. Рисовать то, что мне хочется, и получать за это большие деньги. И если совсем уж размечтаться, то хорошо зарабатывать на продаже картин и позволить себе нанять человека в помощники, кто занимался бы пиаром и помогал бы выставляться.
⁃ Ты принимала участие в питерской выставке «Заводы не стоят», расскажи про этот опыт. Твои картины на заводских стенах?
⁃ Мне было немного больно. Да, конечно, на данном этапе мне всё подходит, я не могу выпендриваться…
⁃ Тогда как, по-твоему, выглядит идеальное выставочное пространство?
⁃ Белые стены, достаточно низкие потолки, более европейский подход, всё чистое, какие-то брошюры, сохранность работ, смотрители в залах. На том заводе мне было страшно, там вообще на ночь дверь кто-то закрывает? Я понимаю, что я не Ван Гог, чтобы меня все украсть хотели, но, тем не менее, те же рамы деревянные дорого стоят. Например, в Венеции была выдержана грань между заводом и вылизанными белыми стенами. Там было что-то типа лофта, мне понравилось. Помещение, в целом, как ангар, но оно облагорожено на современный манер. Там помимо художников были видео перформансы, арт-объекты сложные, VR очки. И там я не переживала за сохранность моей работы.
⁃ Получается, digital — это работа, а масло для души?
⁃ Получается, так. Мне нравится и за компьютером рисовать, и результат меня часто устраивает, но чисто технически я меньше придаю значения дижиталу. Очевидно, что это легче. Можно отмену нажать, идеально ровную линию провести за секунду, можно фильтры и всё быстро. С красками ценнее навык иметь, там никаких кнопок отмены нет, есть только твоя рука. Хочется больше уметь рисовать красками. В цифре вообще любой, кто захочет, легко преуспеет.
⁃ Когда же ты начала рисовать?
⁃ Я просто рисовала, как все дети рисуют, я не думала, что я буду серьёзно этим заниматься. Когда пришла пора идти в кружки, меня отдали на балет. Я подумала, ну хорошо, значит, будут пуанты, надо, так надо, но мне это вообще не нравилось. А рисовала я всегда, но на это никто не обращал внимания, да и я сама. В итоге я бросила балет и пошла учиться рисовать. Меня похвалили: «У вас всё супер, можете на бюджетном учиться!» Мне повезло с преподавателями, один посоветовал мне пойти в художественный студенческий лицей при Мухе. Вообще, училась я в физико-математической гимназии с уклоном английского языка. Максимально всё, что я не знала и не понимала. А в лицее при Мухе не было физики, зато была живопись и рисунок как предмет. Да ладно? Почему я так поздно об этом узнала? Только после девятого класса я перевелась туда. И вот лицей очень много всего мне дал!
⁃ Не было желания потом всё-таки, что называется, закрыть гештальт, побегать с тубусом по коридорам Академии художеств?
⁃ К сожалению или к счастью, от студенческой жизни не осталось вообще никаких романтических воспоминаний. Во-первых, я там почти не бывала, я приходила туда спать. У меня на одной из лекций случился сонный паралич. Еще аудитория была как амфитеатр, предмет — история искусств, такой хороший был преподаватель, дедушка, так старался…
⁃ Ты фрилансер и работаешь дома? В какое время суток? Как много времени ты уделяешь работе?
⁃ Да, я работаю дома и предпочитаю вставать пораньше. Я никогда не рисовала по ночам. Мне нужен свет, мне нужно быть собранной. У меня повышенное чувство ответственности, тем более на такой хорошей работе, поэтому я максимально себя контролирую.
⁃ Отпуск себе разрешаешь?
⁃ Я берусь за всё. Сколько я могу сделать без ущерба для здоровья, я столько и сделаю. Именно благодаря работе на двух проектах параллельно, у меня появилась возможность купить студию и переехать из Автово поближе к центру, на Фрунзенскую. Хотя я люблю свою квартиру в Автово, там столько всего было, и слёз и радости, и пацаны приезжали и тоже страдали. Как-то у меня устроили вечеринку человек тридцать скейтеров с маркерами и наклейками, они мне всё расклеили, расписали, но мне нравилось, как будто хотелось ещё больше квартиру убить.
⁃ Как ты думаешь, насколько важно для художника вращаться в тусовке?
⁃ Я не могу назвать себя тусовщиком-экстравертом, который везде ходит и со всеми знакомится. И, тем не менее, что-то у меня получилось. Я, видимо, больше целюсь на соц. сети, на интернет, на пространство, где себя можно сразу показать, я нарисовала — все видят. Мне это проще, чем с кем-то заговорить на тусовке. Богемная тусовка у меня отвращения не вызывает, просто я не умею, не хочу, я не чувствую себя в ней как рыба в воде.
⁃ Ты хранишь свои картины дома? Даришь друзьям?
⁃ Если честно, есть какие-то хиты, про которые спрашивают и хотят приобрести, но я понимаю, что я не могу её отдать, и не потому, что это шедевр и ни за какие деньги я её никому не отдам. Я помню, как я ее рисовала, какой у меня был в жизни период. У меня предмет ассоциируется с каким-то периодом в жизни, я не хочу расставаться, мне тяжело.
⁃ Кто тебе нравится из художников?
⁃ Из современных, по крайней мере, кого я вживую успела посмотреть, у нас привозили в Эрмитаж года два назад Адреана Жени, он, можно сказать, абстракцией занимается. И главное, что он ныне живущий, и, судя по фотографиям, плюс-минус мой ровесник, не какой-нибудь там старичок. И вот он прорвался так, что в Эрмитаже выставился, в Главном Штабе.
⁃ А из классиков?
⁃ Я долгое время фанатела от Тулуз-Лотрека и Куинжи. У меня с Куинжи всё началось. Кстати, наверное, надо отметить! Мне попалась в детстве, когда я только буквы начинала читать, книга про Куинджи. Очень хорошее издание, меня впечатлили переплет и обложка. Я помню, мне скучно или в мягкие игрушки надоело играть, и я открою эту книгу опять и просто смотрю и думаю «как?». Там камушки, мне нравились такие сложные композиции… На переднем плане камушки и какое-то болотце, деревья, сумерки или вечер, такое немного тоскливое, и я думаю: «Неужели человек способен так нарисовать?» Я не могла поверить в это. А потом мне мама сказала: «Ты знаешь, вообще-то в Русском музее есть его картины». Мы пошли, и я увидела, как вживую они выглядят, и просто охренела. Именно с Куинджи почему-то. Там была такая картина, с облаком, мы вернулись домой, и я такая: «срочно, мне надо попробовать, вдруг я тоже так могу». Ну так, облачко нарисовала. Куинджи — топ. И Левитан. Но Левитана я чуть попозже узнала. Я фанатела очень от него, когда пейзажами увлекалась, весь учебный период я всем говорила: «Левитан, Левитан! Это главный босс в моём сердце навсегда». Сейчас я спокойно к нему отношусь. Наверное, душа у меня к деревьям лежит, болоту… И мне это нравится!