Найти тему
2,9K подписчиков

Философские мысли. Ч. 8. Об идеологии будущей России. Религия

картинка с https://vimstory.blogspot.com/2019/04/blog-post_22.html?m=0
картинка с https://vimstory.blogspot.com/2019/04/blog-post_22.html?m=0

На одной из площадок, где я разместил статью: «Философские мысли. Ч. 7. Об идеологии будущей России», получил справедливые вопросы:

- а что является рациональной организацией сверхопытного?

- какова роль и значение религии?

Начну с последнего. В действительности, религия – это о том, как взойти на небо, а не про то, как построить условный рай на земле. Безусловно, она является сущностным ядром нравственности и морали как в отношениях между людьми, так человеком и природой. Её духовную легитимность отрицать даже не глупо, а бесчеловечно. Это хорошо видно, как в исторической ретроспективе, так и по современным усилиям глобальных кукловодов построить новую нормальность. В этой псевдонормальности –  религия просто не нужна.

Не так давно, племянница Усамы Бен Ладена, журналистка Нур Бен Ладен заявила Клаусу Швабу: «Я человек, а не QR-код. Я не хочу есть жуков. Я не хочу жить в капсуле, я не хочу быть запертой в цифровой тюрьме, и ничто из того, что они могут сделать, не заставит меня подчиниться. Я хочу сохранить свою Богом данную свободу и свое человеческое достоинство. И мы увидим тот день, когда этих людей будут судить за их преступления против человечества». Ключевая мысль, «я хочу сохранить свою Богом данную свободу и свое человеческое достоинство». Это очень важно. Свобода дается личности, а не духовным рабам-потребителям. Жертва Христа свидетельство уникальной ценности человека для Бога. Это невероятно, но несмотря на все наши грехи, человек оказывается достоин такой жертвы. Человеческая свобода и человеческое достоинство два крыла души, благодаря которым он только и можем парить в небесах Божественного мира. Мира, таинственно скрытого в глубине его сердца и любящего духа.

Беда приходит тогда, когда религии одеваются в государственно-идеологическую броню. Это приводит к очень мрачным последствиям. В истории примеров этих последствий предостаточно. Это отдельная большая тема, и сейчас я не буду на этих примерах специально останавливаться. Важно понять, что, когда религия становится «министерством духовных дел» - это всегда заканчивается полицейской дубинкой в руках государства или пулями из автоматов иранского КСИР. Да, и забудьте о Богом данной свободе, не говоря уже о человеческом достоинстве.

В идеале, религия, легитимируя государственную идеологию, всё время должна напоминать об условности и временности земных норм и ценностей. Для этого выполнять функцию госидеологии необходимости нет.

Есть мнение, что в современном светском государстве идеология вполне может заменять собой религию. Например, для атеистов или агностиков. Отчасти это верно. Как верно и то, что эти люди могут вполне спокойно принимать базисные ценности христианской культуры в своей повседневной общественной жизни. В этом случае, влияние религии происходит опосредованно и мягко через культурное наследие предков и историю Отечества. Выполняет ли при этом религия идеологическую функцию? Ответ – нет. Это хорошо иллюстрируется на примере такого понятия как патриотизм. Я солидарен с автором: «Советские граждане, давшие отпор нацистской гадине, были патриотами. Немцы, одурманенные нацистской идеологией и бившиеся против советских солдат уже даже в Берлине, были патриотами своей страны на тот момент. Но разве у первых и вторых была одна идеология? Можно привести и такую аналогию. Патриотизм - это когда вам не всё равно и вы следите за состоянием корабля, на котором предстоит идти в море, когда вы искренне любите этот корабль. А вот идеология - это курс, которым пойдёт (для некоторых - поплывёт) корабль» (см. https://t.me/sommerman/3864).

Религия – это всегда история о личности и личностях. Их отношениях с Богом и преображении в Нём. Бог Авраама, Исаака, Иакова, преподобных Сергия и Серафима, преп. Паисия и старцев Оптинских, а не временных историй республик, империй, национальных государств. В этом смысле, когда говорят, что Церковь вне госполитики – это так. Но в силу пребывания многочисленных членов Церкви в аппарате госуправления, законодательных, исполнительных, силовых ветвях власти – религиозный фактор (через личное отношение человека к Богу) будет иметь и имеет колоссальное влияние.

Выход не так уж и сложен. Достаточно грамотно и сбалансированно (с учётом современных правовых реалий) формализовать в юридически-правовое поле всё лучшее из солидного нравственно-этического багажа традиционных религий России. А вот вера человека в Бога и институциональная религия заменить государственную идеологию не смогут. История христианства – это очень хорошо показала.

Если религия – это о смысле и цели человека, то идеология – это о смысле и цели государства.

P/S. Касательно вопроса: «А что является рациональной организацией сверхопытного?». Рациональная организация сверхопытного – это философия. Но, это точно не про идеологию.