В части XI «Записок ученого комитета Главного Морского Штаба Его Императорского Величества» за 1834 год была опубликована, на мой взгляд, интересная статья об европейском климате разных эпох.
Видимо, в научных кругах Европы и в начале восемнадцатого века активно обсуждалась тема глобального потепления.
Безымянный же автор на примете большого фактического материала пытался доказать, что аномальные для конкретных мест температуры бывали во все века, и что глобальных выводов из этого делать не следует.
Думается, что изложенный ниже материал, который я снова в меру своих способностей попытался изложить ближе к современному языку, может быть интересен и в нынешних условиях, когда во многих странах Европы, отказавшись от российского газа, радуются, что пережили мягкую зиму. Всегда ли теперь так будет?
В скобках курсивом ниже приведены некоторые мои уточнения относительно географических объектов, упоминаемых в тексте.
«О климате в Европе в древние времена
-
Рассуждая о необыкновенных явлениях и изменениях, бывших временами в климатах разных мест, не нужно на таких случаях основывать заключения о климате всей страны, в которой эти места находятся.
Дайн, Баррингтон, аббат Майн и другие физики, которые старались доказать, что климат во всей Европе на протяжении прошедших столетий изменился, приводят в доказательство разные чрезвычайные явления, о которых упоминают древние писатели, например:
Диодор Сицилийский говорит, что в древние времена в Галлии реки часто зимой замерзали, и воины, пешие и конные, и самые тяжелые повозки, не подвергая себя никакой опасности, переправлялись по льду.
В Дионе Кассии мы видим, что знаменитый мост Трояна на Дунае был предназначен во время зимы облегчать переправу через эту реку, когда она ещё не покрылась льдом.
Геродиан говорит, что солдаты, отправляясь за водой на берега Рейна, вместо кружек запасались топорами и приносили в лагерь куски льда. Из этих слов можно заключить, что реки Франции, Рейн и Дунай иногда замерзли полностью.
Из следующих случаев можно сделать выводы, что и после выше упоминаемых времен эти самые реки и река По, Адриатическое и даже Средиземное море нередко замерзали.
В 860 году Адриатическое море и река Рона замерзли. Для совершенного замерзания Роны близ Арля (город Арль в нижнем течении реки Рона (Франция) недалеко от Тараскона) и в других местах Прованса морозу, по наблюдениям, произведенным в 1776 году, надлежало быть в 860 году по крайней мере 18 градусов.
В 1709 году, когда замерз Венецианский залив, термометр в Венеции опустился до 20 градусов.
1133 год. Река По замерзла от Кремоны до моря. Через Рону переправлялись по льду. Вино замерзло в погребах, следовательно, морозы были, по крайней мере, 18 градусов.
1216 год. По и Рона замерзли до большой глубины.
1234 год. По и Рона замерзли. На нагруженных телегах переезжали Адриатическое море по льду в районе самой Венеции. Мороз был, конечно, не меньше 20 градусов.
1236 год. Дунай замерз на всю ширину и оставался в таком положении немалое время.
1290 год. Напротив Брейзака по льду переезжали Рейн на загруженных телегах. Каттегат (пролив Балтийского моря между Данией и Швецией) замерз полностью.
1302 год. Рона замёрзла.
1305 год. Рона и все реки Франции замёрзли.
1323 год. Рона замерзла. Пешие путешественники переходили, а конные переезжали по льду из Дании в Любек (Германия) и Данциг (ныне — Гданьск, Польша).
1334 год. Все реки Италии и Прованса замёрзли.
1364 год. Рона замерзла в Арле так, что на загруженных телегах ездили по льду.
1408 год. Весь Дунай замёрз. Все пространство моря от Норвегии до Дании было покрыто льдом. Река Сена так замерзла, что по ней ездили по льду.
1434 год. Первый мороз в Париже был 31 декабря 1433 года, морозы продолжались 3 месяца без 10 дней. На несколько дней прекратились, а потом опять возобновились и продолжались до 17 апреля. В тот же год в Голландии снег шёл 40 дней подряд.
1460 год. Дунай был покрыт льдом 2 месяца, Рона тоже замёрзла.
1468 год. Во Фландрии вырубали топорами порции вина для солдат.
1493 год. Генуэзская гавань замерзла на два дня - 25 и 26 декабря.
1507 год. В Марселе вся гавань замерзла. В Крещение выпало снега на 3 фута (почти на 1 метр).
1544 год. Во Франции рубили в бочках замёрзшее вино.
1565 год. В Арле Рона замёрзла на всю ширину.
1568 год. 11 декабря на телегах переезжали Рону по льду. Лёд сошёл не раньше 21 декабря.
1570 и 1571 годы. С последних чисел ноября 1570 года до конца февраля 1571 года стояла такая жестокая стужа, что все реки, даже в Лангедоке и в Провансе, замерзли, и телеги с грузом могли безопасно ездить по льду.
1594 год. Море замерзло в Марселе и Венеции.
1603 год. Телеги переезжали через Рону по льду.
1621 и 1622 годы. Венецианский флот затёрло льдом между островов.
1638 год. Вода в Марсельской гавани около галер замёрзла.
1655 и 1656 годы. Сена была покрыта льдом с 8 до 18 декабря, потом беспредельно стояли морозы от 29 декабря до 18 января 1656 года. Несколько дней спустя опять настали морозы и продолжались до марта месяца.
1657 и 1658 годы. В Париже с 24 декабря 1657 года по 8 февраля 1658 года беспрерывно морозило. С 24 декабря по 20 января стужа была не так велика, потом весьма сильная. Оттепель 8-го февраля была непродолжительная, 11-го того же месяца опять наступил холод и продолжался до 18-го.
В 1658 году Карл Х, король Шведский, со всем своим войском, артиллерией, пороховыми ящиками, обозом и прочее перешел Малый Бельт (пролив, соединяющий Балтийское море и пролив Каттегат — см. выше) по льду.
1662 и 1663 годы. В Париже морозы продолжались с 5 декабря 1662 года по 8 марта 1663 года.
1676 и 1677 годы. Со 2 декабря до 13 января беспрерывно продолжался очень сильный мороз. Сена покрылась льдом, замерзла и вскрылась только через 35 дней.
1684 год. В Лондоне Темза замерзла на 11 дюймов (почти 28 сантиметров) толщины, на нагруженных телегах ездили по льду.
1709 год. Адриатическое и Средиземное моря замёрзли в Генуе, Марселе, Сете и других местах.
1716 год. Темза замёрзла в Лондоне так, что на льду устроили множество лавок.
1726 год. Из Копенгагена на санях переезжали в Швецию.
На протяжении времени от 1740 до 1830 года Сена замерзала во всю свою ширину в 9 разных годах.
Из всех этих случаев замерзания рек и из тех, о которых упоминают древние писатели, нельзя заключать, что климат Европы переменился.
Что же должно заключить о доказательствах, заимствованных у поэтов? Вергилий в 3-й книге Георгик советует «постилать под овец солому и папоротник, чтобы холод в овчарнях не вредил этим нежным животным», и писатели приводят эти слова, весьма малозначащие, как неопровергаемое доказательство, что в древней Италии были самые жестокие зимы.
В вышеупомянутых случаях мы видели, что в Италии река По и Адриатическое море часто замерзали, у нас есть еще примеры, достойные большого внимания: в Падуе, недалеко от Мантуи — месте рождения Вергилия — в январе месяце 1604 года выпало столько снега, что многие большие дома обрушились. Что же значит постилка соломы и папоротника, которые Вергилий советует употреблять, в сравнении с этими достоверными событиями?
Этот же поэт, не помню где, говорит, что в Калабрии (административная область на юге Италии) нередко реки замерзали. Что можно противопоставить этому явлению, скажут многие?
Можно ли дальше отрицать, что зимы Южной Италии были прежде холоднее?
На это нужно отвечать, что частое замерзание одной реки не доказывает суровости климата. Весьма холодные и сухие полосы атмосферы в верхних её слоях могут при разных обстоятельствах случайно опуститься на какое-либо место земного шара, собственный холод этих полос, холод, происходящий от испарений и умножающейся ночью, достаточен для замерзания рек во всех частях земного шара.
Конечно, по этой причине в недавнем времени в путешествии капитана Клаппертона (шотландский путешественник, исследователь Африки. 1788-1827 гг.) по Африке по равнине, лежащей немногим выше поверхности моря, в одну ночь вода замерзла в кожаных мешках, употребляемых для хранения напитков.
И тысячу лет тому назад в 829 году антиохийский Патриарх Дионисий (был патриархом Антиохии и главой Сирийской православной церкви с 896/897 года до своей смерти в 908/909 году) и Калиф Мамун (Аль-Мамун, ученый и просвещенный калиф начала 9-го века, узнавший о сокровищах пирамиды Хеопса) в путешествиях в Египет обнаружили замёрзшим Нил, без сомнения, по той же причине, по которой замерзла вода в кожаных мешках у капитана Клаппертона - то есть от каких-либо обстоятельств, последовавших в атмосфере.
Можно было бы привести многие другие примеры того, что необыкновенные стужи в Европе бывали во все времена, но кажется, что вышеупомянутых случаев достаточно для доказательства, что в Европе не последовало никаких особенных перемен в климате».
-
Эх, чувствую, рано некоторые радуются...