Найти тему
Продажи.рф

Тренды в потреблении молока. Итоги 2022.

Оглавление

По итогам 2022 года команда сервиса Продажи.рф проанализировала динамику продаж молока в сравнении с прошлым годом. Изменились ли предпочтения потребителей относительно размера упаковки и жирности молока? Где покупают молоко чаще: в гипермаркете или в магазине у дома? Какие еще факторы могли повлиять на изменение спроса?

Анализируемые периоды: Январь-Декабрь 2021 и 2022. География: вся Россия. Для расчета всех показателей использовался один и тот же набор торговых точек (like for like).

Как изменилось потребление относительно прошлого года?

За прошедший год продажи молока выросли на 12% в денежном выражении. Но этот рост обусловлен инфляцией - в натуральном выражении наблюдается снижение на 8% к прошлому году.

Снижение продаж на 8% в целом по году произошло за счет второго, третьего и четвертого кварталов: в первом квартале динамика YoY* составляла только -1% в натуральном выражении (и +17% в денежном). Во втором и третьем кварталах продажи молока падали нарастающими темпами: -8% и -13% соответственно (относительно тех же периодов прошлого года). Это оказало сильное влияние на динамику в рублях – несмотря на рост цен она замедлилась (+15% в Q2 и +9% в Q3**).

Продажи молока выросли на 12% в денежном выражении и упали на 8% в натуральном относительно прошлого года
Продажи молока выросли на 12% в денежном выражении и упали на 8% в натуральном относительно прошлого года

В четвертом квартале ситуация стабилизировалась, но показатель динамики продаж молока в натуральном выражении по-прежнему остался значительно ниже уровня начала года (-9% YoY в 4Q против -1% в 1Q). В то же время динамика в денежном выражении в четвертом квартале составила всего 9% YoY, что на 8 п.п. ниже аналогичного показателя первого квартала. Этот факт объясняется не только снижением продаж в штуках, но и тем, что покупатели за данный период адаптировались к ситуации на рынке и начали использовать различные стратегии экономии. В том числе отдавать предпочтение брендам с более привлекательной ценой (изменилась структура продаж в разрезе брендов) и выбирать упаковки меньшего размера (средний размер упаковки в 4Q снизился на 2% по отношению к 1Q).

*YoY (Year-over-Year) — изменения показателей в сравнении с предыдущим годом

**Q (quarter) - квартал

Какие факторы повлияли на изменение спроса?

Если смотреть динамику продаж молока в разрезе недель, основной пик потребления произошел на 9 неделе (+7% в штуках и +26% в рублях) с последующим спадом на 10 неделе (-11% в штуках и только +6% в рублях). В это время был ажиотажный спрос на товары FMCG-сегмента (преимущественно длительного хранения), и молоко не оказалось исключением. А самое драматичное падение наблюдается на 27 неделе (-18% к прошлому году в натуральном выражении и только +4% в денежном). Летом происходит сезонное снижение спроса на молоко, и в 2022 году на фоне роста цен на продукты питания оно оказалось сильнее, чем обычно.

Пик продаж пришелся на март, а просадка - на летний период
Пик продаж пришелся на март, а просадка - на летний период

Интересно, что несмотря на бурный рост цен в сегменте FMCG на фоне введения антироссийских санкций, средняя цена на молоко в 2022 году (с января по декабрь) выросла не больше, чем в 2021 году (+13% и в 2021, и в 2022).

Цена как в 2021, так и в 2022 году выросла на 13% к предыдущему году
Цена как в 2021, так и в 2022 году выросла на 13% к предыдущему году

На это повлияли следующие факторы:

  • снижение средневзвешенного размера упаковки (-1% ∆2022/2021);
  • смещение предпочтений потребителей в сторону менее жирного молока (рост доли 2,5%-го молока с одновременным снижением доли 3,2%-го);
  • переключение фокуса интереса покупателей на бренды средней и низкой ценовых категорий (в том числе собственных торговых марок сетей).

Каковы тенденции в потреблении молока?

Основной рост цен в 2022 г. произошел в начале года, в период с февраля по апрель (+4 руб. в 2022 против +1 руб. в 2021 за тот же период). Замедление темпов роста цены с апреля по ноябрь 2022 года (+3 руб. в 2022 против +5 рублей в 2021 за тот же период) коррелирует с уменьшением средневзвешенного размера упаковки (-1% в 2022 против +1% в 2021). Это объясняется главным образом снижением доли (в штуках) упаковки в 1 литр сразу на 3 п.п. (∆апр.-ноя.2022/2021). В то же время выросла доля упаковок 0,9 и 0,8 л (+2 п.п. у каждой) за аналогичный период.

Средняя цена молока растет при заметном снижении объема средневзвешенной упаковки во втором полугодии
Средняя цена молока растет при заметном снижении объема средневзвешенной упаковки во втором полугодии

Эти изменения свидетельствуют о двух тенденциях: с одной стороны, потребители стали покупать молоко в меньших упаковках (так называемая экономия в моменте). С другой стороны, производители снижают количество молока в упаковках, например, выводят из ассортимента упаковку в 1 литр и заменяют ее упаковкой меньшего объема (0,9 л, 0,97 л и т.п.). Происходит шринкфляция (от английских слов "to shrink" - сжиматься и "inflation" - инфляция) – снижение количества товара при сохранении размера упаковки и отпускной цены товара*.

По итогам года доля литровых упаковок уменьшилась при увеличении доли товаров объемом менее литра
По итогам года доля литровых упаковок уменьшилась при увеличении доли товаров объемом менее литра

*https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/sh/shrinkflation/

Что повлияло на изменение цены на молоко?

Динамика доли сегментов упаковок (в натуральном выражении) в разрезе месяцев демонстрирует снижение доли литровой упаковки во второй половине 2022 года. Оно связано с тем, что некоторые производители вывели из ассортимента отдельные SKU молока объемом в 1 литр и заменили его упаковкой в 0,9л (например, Ирбитский, Молочная благодать и др.). Кроме того, как показал анализ чековых наименований и данных из открытых источников, на упаковках молока стали чаще указывать вес вместо объема (из-за высокой плотности литр молока весит больше 1 кг). Этот прием позволяет производителям сделать шринкфляцию менее заметной.

Также интересен нарастающий темп прироста доли сегмента самых маленьких упаковок – до 0,9 литра - с января по ноябрь он вырос на 4 п.п. (в декабре доля данного сегмента снизилась, но все же осталась значительно выше уровня начала года). Это случилось за счет растущей популярности упаковки в 0,8 литра (динамика продаж в штуках 2022/2021 составила 26%).

Во втором полугодии 2022 года заметно увеличилась доля упаковок размером менее 1 литра
Во втором полугодии 2022 года заметно увеличилась доля упаковок размером менее 1 литра

Что касается изменений предпочтений потребителей в 2022 году относительно жирности продукта, в большей степени оно определялось ценой: в ТОП-5 сократилась доля молока 3,2% жирности (-2 п.п. в натуральном и -1 п.п. в денежном выражении) с одновременным ростом доли молока жирностью 2,5% (+2 п.п. в штуках и +1 п.п. в рублях). Цена на молоко жирностью 2,5% в 2022 на 10 рублей ниже цены 3,2%-го молока.

В 2022 году относительно прошлого года увеличилась доля молока жирностью 2,5%
В 2022 году относительно прошлого года увеличилась доля молока жирностью 2,5%

В 2022 году доля СТМ в товарной категории «молоко» увеличилась как в натуральном, так и в денежном выражении. Это объясняется более выгодной ценой продуктов, выпускаемых под собственной торговой маркой сетей: 1 упаковка молока СТМ обошлась россиянам в 2022 году на 24% дешевле молока традиционных брендов. Между тем, цена на продукты СТМ выросла к прошлому году больше, чем стоимость традиционных брендов (+22% против +20%).

По итогам 2022 года цена на СТМ бренды на 24% ниже, чем на традиционные
По итогам 2022 года цена на СТМ бренды на 24% ниже, чем на традиционные

В каких каналах покупают молоко?

Рассмотрим распределение продаж по каналам. В 2022 году выросла доля супермаркетов (+2 п.п. в натуральном и денежном выражении), а доля минимаркетов и гипермаркетов снизилась на 1 п.п. в каждом канале (в натуральном выражении). За счет более высокой цены в канале минимаркетов доля этого канала в рублях осталась прежней в сравнении с прошлым годом. Доля гипермаркетов в денежном выражении снизилась на 2 п.п., так как цена в 2022 году в этом канале выросла меньше к 2021 году, чем в остальных.

Самая выгодная цена наблюдается в супермаркетах
Самая выгодная цена наблюдается в супермаркетах

В 2022 году доля сетевой торговли в натуральном выражении выросла на 1 п.п. также по причине более выгодных цен в торговых сетях.

Разрыв цен в разрезе сетевой/несетевой торговли в начале года составлял ~6 рублей, но увеличился в апреле и оставался на уровне 8-9 рублей за упаковку до конца 2022 года.

Цены на молоко в канале традиционной торговли растут, как и в сетевой
Цены на молоко в канале традиционной торговли растут, как и в сетевой

Онлайн или оффлайн?

Несмотря на то, что в целом продажи в натуральном выражении снижаются, и цены в онлайн-канале выше, его популярность набирает обороты. Продажи молока в интернет-магазинах в 2022 году показывают положительную динамику в штуках к прошлому году. А доля продаж молока в денежном выражении в интернет-магазинах в 2022 году увеличилась более чем в 1,5 раза.

Основные выводы исследования:

  • Снижение продаж в натуральном выражении на 8%, в денежном - рост на 12% (2022/2021)
  • Цена на молоко в 2022 выросла на 21% к прошлому году и составила 71 руб. за упаковку
  • Доля СТМ в 2022 году увеличилась за счет перехода покупателей с традиционных брендов на СТМ в целях экономии (цена 1 упаковки молока СТМ на 24% ниже)
  • Наблюдается переток потребителей из минимаркетов и гипермаркетов в супермаркеты (доля супермаркетов выросла на 2 п.п. (и в натуральном, и в денежном выражении), минимаркетов и гипермаркетов - снизилась на 1 п.п. в каждом канале в натуральном выражении; в денежном выражении доля минимаркетов осталась прежней, а гипермаркетов – упала на 2%)
  • Также в 2022 увеличилась доля сетевых магазинов на 1 п.п. (и в натуральном, и в денежном выражении) за счет более низких цен на молоко по сравнению с несетевыми магазинами (экономия 10%)
  • Кроме того, покупатели в целях экономии выбирают упаковки меньшего размера (0,8, 0,9, 0,97 л вместо 1 л) и менее жирное молоко (2,5% вместо 3,2%).
  • Анализ чековых наименований и данных из открытых источников выявил, что ряд производителей указывает на упаковке вес вместо объема (1 кг молока занимает объем чуть менее литра). Вероятно, производители молока таким образом пытаются замаскировать шринкфляцию.
  • Несмотря на более высокую цену в сегменте онлайн, доля продаж молока (в руб.) в интернет-магазинах в 2022 году увеличилась в 1,6 раз