Найти в Дзене
Горизонт Событий

Йеменские евреи (Е?28).

Давайте же разберёмся что же такое Йемен, точнее чем он был в 19-м веке. Йемен был ключевым перевалочным пунктом на так называемом «Пути благовоний»- это такой транспортный маршрут связывающий Египет и Йемен, точнее порты Аден и в меньшей степени Эль-Мукалла. На первых порах это был практически сухопутный маршрут, так как Красное море очень сложное для парусного или каботажного мореплавания. В какой-то момент на Красном море торговый флот появился, но вот преодолеть пролив Баб-эль-Мандеб — «Врата скорби» было крайне проблематично, поэтому здесь действовала примерно следующая логистическая схема. Товар из Индии морем перевозился в Аден, откуда его караванами везли до портов Средиземного моря, либо перетаскивали до портов Красного моря Ходейда, Моха и другие. Ну так вот из одной из корпораций обслуживающих данную логистическую систему и сложилась общность известная нам как йеменские евреи. Сами себя они называют Тейманим или Теманим- люди Темана, прикрепляя свою родословную к какому-то б

Давайте же разберёмся что же такое Йемен, точнее чем он был в 19-м веке. Йемен был ключевым перевалочным пунктом на так называемом «Пути благовоний»- это такой транспортный маршрут связывающий Египет и Йемен, точнее порты Аден и в меньшей степени Эль-Мукалла. На первых порах это был практически сухопутный маршрут, так как Красное море очень сложное для парусного или каботажного мореплавания. В какой-то момент на Красном море торговый флот появился, но вот преодолеть пролив Баб-эль-Мандеб — «Врата скорби» было крайне проблематично, поэтому здесь действовала примерно следующая логистическая схема. Товар из Индии морем перевозился в Аден, откуда его караванами везли до портов Средиземного моря, либо перетаскивали до портов Красного моря Ходейда, Моха и другие. Ну так вот из одной из корпораций обслуживающих данную логистическую систему и сложилась общность известная нам как йеменские евреи.

Йеменские евреи (здесь и далее изображения из открытых источников)
Йеменские евреи (здесь и далее изображения из открытых источников)

Сами себя они называют Тейманим или Теманим- люди Темана, прикрепляя свою родословную к какому-то библейскому патриарху. Одна из транскрипций Теймен, что крайне созвучно с названием страны Йемен, и учитывая что чёткая этимология названия страны отсутствует, это наводит на некоторые мысли.

В истории эти события нашли отражение как царство Химьяр, которое при более доскональном рассмотрении распадается на красивые легенды типа прихода к власти еврейского царя Юсуфа Зу-Наваса (прочитал в юности у Гумилёва) и банальное развитие и существование нескольких портов и оазисов таких как Фадак (окрестности Медины), Вади-аль-Кура (окрестности Медины), Тайма (или Тейма, на территории современной Саудовской Аравии недалеко от Иордании), Хайбар, Сана, Дамар, Аден и прочие.

Давайте, по традиции почитаем, что же о них пишет Фишберг

-2

в квадратных скобках комментарий переводчика, оставлю его без особого внимания, так как причина «придерживания» таких точек зрения в том, что государству Израиль очень сильно нужно было население, а концепция иудаизма в ходе исторических трансформаций исключила прозелитизм из своих опций и приходится для «родственников» выдумывать чёрти какие родословные.

40000 евреев, это достаточно много, википедия утверждает, что население Йемена на 1900 год (примерная дата оценки Фишберга) составляла 2,3 миллиона человек, правда остаётся загадкой кого считали, так как такого государства на тот момент не существовало: север современного Йемена был частью Османской империи, юг находился под протекторатом британцев. Из приведённых описаний мы видим, что это были обыкновенные местные жители принявшие иудейскую веру, как некую часть корпоративного устава, приняв её видимо от торговых партнёров из Египта, хотя нет не из Египта… из Сирии, точнее из Халеба- Алеппо, у Теманим имеется свой собственный молитвенный канон, он основан на сефардском, но с обильным добавлением собственных Йеменских традиций, а носит он название «Шами»- сирийский.

Йеменские евреи
Йеменские евреи

Дело в том что Йемен был очень жирной от торговых доходов территорией, чтобы впадать в зависимость от кого-либо, а следовательно и религия здесь должна быть особая. Это верно и для местных мусульман, ранее здесь доминирующим культом был не классический суннизм египетского образца или ваххабизм, а зейдизм- своеобразное течение умеренного шиизма.

Йемен вполне себе существовал на доходы от торговли обслуживая вышеупомянутые схемы, пока не появился пароход, не просто приплыл, а появился в количествах способных обслуживать торговлю через Красное море. Мощное судно проходило данный пролив на раз-два, ему не мешали ни течение, ни ветер и вся эта структура на берегу таскающая грузы из порта в порт потеряла своё значение. С появлением Суэцкого канала Баб-эль-Мандебский пролив приобрёл стратегическое значение и юг Йемена прилегающий к нему был оккупирован британцами. Маршрут «Путь благовоний» утративший своё значение был захвачен османами.

Да, кстати, на каком же языке говорили Теминим, на арабском, точнее на его йеменском варианте (а ещё точнее на совокупности местнячковых разновидностей). Такой момент, многими исследователями отмечено, что какого-то значимого присутствия сефардов в Йемене не зафиксировано, поэтому этнолект Теминим практически тождественен арабскому исходнику. Иврит, у переселившихся в Израиль йеменцев, насколько мне известно не прижился, даже его восточный вариант, возможно это как-то связано с физиологией, они так и пользуются арабским языком- «йеменским вариантом» (хотя упоротые создатели израильских крутых историй утверждают, что йеменцы владели ивритом до того как это стало мейнстримом и в быту общаются исключительно на нём).

А теперь внимание вопрос: «кто были первые репатрианты в Израиль, которого ещё не существовало, то есть на земли Палестины? Вынесем за скобки прибытие сефардов и мизрахим из Египта с их «1492» и до, и после, так как это была колонизаторская деятельность и то, что Палестина- и есть Израиль они не догадывались. Возьмём во внимание время когда сионистские организации уже потыкали пальчиком на карте по окрестностям палестинского Аль-Кудс объявив его Иерусалимом. Заглянув в википедию вы найдёте не правильный ответ (по крайней мере на сегодня 23.06.2022). Правильный ответ: первыми репатриантами совершившими алию были Теманим в начале 1881 года, теперь живите с этим как хотите. Версии официальной истории связывают этот процесс с деятельностью Ротшильдов, якобы купивших землю в Палестине для всех евреев и призвавших их к переселению. Но я придерживаюсь другой версии: дело в том, что за несколько лет до этого Йемен был оккупирован Османской империей. Йемен к этому времени уже утратил значение и столько ремесленников и торговцев здесь было ни к чему, с другой же стороны в это время шла колонизация Сирия, при том что со всех сторон, и далеко не только Стамбулом, а по не так давно принятому «принципу эффективной оккупации» эту землю можно было и потерять.Поэтому в Стамбуле и прикинули, что подобный ход будет всесторонним плюсом и принесёт множество профита всем участникам события: Теманим получат новое поле для деятельности, османы застолбят территорию и получат своих подданных среди понаехавших сионистов. Были ли по курсам Теманим зачем и куда они едут вопрос открытый, подозреваю, что просто в поисках лучшей жизни, гора Сион прельщала их мало, если была известна вообще. Итак к 1914 году из Йемена в Палестину перебралось порядка 3000 человек, а Фишберг приводит приблизительные данные что примерно в то же время в Палестине и Сирии проживало порядка 100 тысяч евреев, включая понаехавших ашкенази, не ассимилированных сефардов и местных. Таким образом, мигранты из Йемена составляли приблизительно 3% от всего населения евреев в регионе, нам остаётся только догадываться сколько из них «местных» в Палестине, но учитывая ту скурпулёзность с которой исследователи расписывали самаритян, которые не особо то и евреи в количестве пару сотен человек, то у меня напрашиваются очень неоднозначные выводы для основной составляющей «местных» палестинских евреев и были Теманим.

Йеменские евреи
Йеменские евреи

Считаю нужным ещё озвучить такой момент, это всего лишь моё предположение: мы не располагаем полноценной информацией о религиозных канонах Теманим на момент прибытия их в Палестину и ранее, но исследователи этой этноконфессиональной группы многократно подчёркивают, что переселенцы находились на постоянной связи с единоверцами из Йемена- почта уже была достаточно развита. И вот здесь по-моему кроется причина того, что канон йеменских евреев называется «Сирийским». Скорее всего их учения были довольно далеки от традиций сефардов, и здесь на местности под их верования написали собственный молитвенник, который затем попал и в Йемен.

Йеменская община в течении 20-го столетия практически полностью перебралась в Израиль, в процентном соотношении (репатриировались/остались) у этой группы самый высокий показатель.

Почему евреи из Египта так хотели остаться, а йеменские так спокойно покинули свою страну? Ну не совсем прямо и спокойно, ну и страны были в совершенно разном положении. Египет пытался доминировать в регионе: наличие суэцкого канала выводило страну на новый уровень, плюс в стране была обнаружена нефть, в гегемона превратиться не дали США и компания, создав прямо под боком соседа с прямо противоположным интересом и агрессивным настроением и до зубов вооружённым. Йемен же наоборот, впадал в затяжной и беспросветный кризис (сегодня это самая бедная страна в регионе): кораблестроение шагнуло вперёд и суда проходили Баб-эль-Мандеб без остановки. Логистически - транспортная система регионального уровня, обеспечивающая величие страны схлопнулась до нескольких портов местного значения, такая же судьба постигла и соседний Хиджаз. Теминим, преимущественно ремесленники, торговцы и служащие остались без доходов. А также оставшиеся без доходов соседи зейдиты, восполняли свою бедность отъёмом собственности у евреев, что вылилось даже в несколько погромов, самый крупный из них произошёл в Адене в 1947 году.

Ну и мы помним, что самая заинтересованная сторона в антисемитизме- государство Израиль так нуждающиеся и всегда готовое принять новых жителей, и оказывал всестороннюю помощь переселенцам. А Аден находился под протекторатом Британии, которая терять своих подданных в данном регионе не желала и воспрепятствовала данным процессам путём физического насилия.

Южно-аравийский еврей
Южно-аравийский еврей

Израиль осуществил операцию по переброске из Адена, куда Теманим добирались пешком, в Израиль 50 тысяч евреев в течении 1949-1950 годов (еврейское население страны составляло на тот момент 716 тысяч человек, то есть только вновь прибывшие йеменцы составили почти 7%). В самом Йемене оставалась община примерно в 1,5 тысячи человек в городах Сана и Саад, но и она мигрировала при последующих антиеврейских выступлениях во времена Шестидневной войны.

семья йеменских евреев на пути в Аден
семья йеменских евреев на пути в Аден

Многие историки отмечали, что прибывшие находились фактически «средневеково-патриархального уклада жизни». Но Теманим достаточно быстро освоились, создали на территории нового места жительства множество поселений. Самое крупное из них Рош-аАин населением тридцать тысяч человек. Йеменская диаспора одна из самых крупных в современном Израиле, Теманим играют важную роль в культуре и политике Израиля.

Считается, что в Йемене еврейская община исчезла полностью, последние евреи уехали в Израиль от преследований хуситов в 2019 году.