Найти тему
789 подписчиков

Предложение – просто набор слов? Часть 1

Все мы знаем, что предложение – это связанные между собой слова, имеющие смысл, несущие информацию, обладающие интонационной законченностью. 
Но разве мы воспринимаем речь только как информацию?

Все мы знаем, что предложение – это связанные между собой слова, имеющие смысл, несущие информацию, обладающие интонационной законченностью.
Но разве мы воспринимаем речь только как информацию? Есть же еще что-то, что влияет на наше понимание текста.
Возьмем два элементарных предложения с одним и тем же смыслом:

Посторонним вход воспрещен.
Служебный вход.

Оба означают, что вход предназначен только для штатного состава. Но…

Какое из предложений вам кажется более приятным? Естественно, второе.
В чем же дело? Почему одна и та же информация воспринимается по-разному?
Дело в том, что понимание не ограничивается тем, что сказано. Большую роль играет то, как сказано.
В первом случае слово «воспрещен», обозначающее строгий запрет, оказывает отталкивающее действие. При этом оно стоит в конце предложения – в самой важной, ключевой его части. Именно в ней хранится то самое ядро – основной смысл предложения. Выходит, что сам запрет более важен, чем указание тех, на кого он распространяется. Не верите? Попробуйте проговорить в уме это же предложение, поменяв порядок слов. Звучит же чуть мягче?

В результате, первое предложение нас сразу отталкивает. Такую формулировку полезно использовать, если за дверью находится что-то опасное. Скажем, кабинет для рентгена в больнице.

Второе предложение ничего не запрещает, а ставит в известность, что дверь предназначена для сотрудников. Такой вариант подходит для театра: зрители заходят через главный вход, работники же, включая актеров, пользуются служебным входом, потому что так удобнее добираться до кабинетов и гримерок. Поэтому в предупреждении нет такого напора.

На заметку: слово, стоящее в конце предложения, усиливает смысловую нагрузку.

У многих авторов случалась ситуация, что когда он правит текст, одно предложение по десять раз переписывает. Приходится и порядок слов менять, и использовать синонимы-антонимы.
Автор чувствует подсознательно правильную формулировку и старается, чтобы текст понимали соответственно. Однако иногда приходится поломать голову.
Бывает, что технически сказано правильно, но посыл не тот.
Поэтому стоит пройтись по следующим пунктам.

Тема + рема = схема?

Для начала давайте разберемся в составе предложения. Распространенный метод делит его на подлежащее, сказуемое и прочее. Если говорить о смысле, то предложение делится на тему и рему. Слово «тема» довольно знакомое, а вот что такое «рема»?
На самом деле и первое слово имеет здесь несколько другое значение. Тема – исходная точка предложения. Грубо говоря, то, что пришло из предыдущего предложения и есть связующим звеном. Это уже известная (из предложения предыдущего) информация.

ТЕМА (в переводе с греческого языка «то, что положено в основу») – называемая или подразумеваемая, не содержащая новизны, информация устного или письменного сообщения, логическое подлежащее суждения.

Рема – ядро, центр предложения, новая информация. Более того, предложение строится как раз для передачи именно ремы. В следующем предложении она становится темой. И так по цепочке.

РЕМА (от греч. rhema – слово – изречение, букв. – сказанное), в теории актуального членения предложения один из двух основных компонентов высказывания (ср. Тема) - то новое, о чем сообщается в предложении (БЭС)

Мы подсознательно ориентируемся на последние слова в предложении, чтобы из них получить информацию. В то же время порядок темы и ремы автором закладывается произвольный. Поэтому, когда мы разговариваем, сами того не контролируя, делаем акцент именно на реме. В устной речи это может контролироваться интонацией.

Я тебя уважаю ……………………………………………………………….(=) а не презираю.

Я уважаю тебя………………………………………………………………..(=) а не его.

Тебя уважаю я. ……………………………………………………………....(=) а не он.

Что же делать в тексте, где читатель понятия не имеет, какое именно слово из предложения выделил автор как рему?
Уверена, вы замечали, как автор акцентирует внимание на каком-то одном слове с помощью курсива или жирного шрифта. Зачастую это происходит в диалогах, где нужно обозначить особую интонацию персонажей. Проделывать такие вещи в каждом предложении не следует – это сделает текст неприятным для глаза. Поэтому такое вот выделение основного слова используется редко и в тех случаях, когда это действительно важно.

– Знаешь, – Настя поёжилась, – в кассе банка я встретила одного человека. Он заполнял документы передо мной. Его тоже зовут Кирилл Мезенцев. – Она обхватила себя за плечи. Ненастный взгляд стал острым, испытывающим. – Он так не похож на тебя… Как насмешка. («Только сегодня», автор Thinnad)

Как видите, по стандартному восприятию читатель бы сделал акцент на последних словах, но автор намеренно выделяет то, что считает ремой, помогая понять интонацию персонажа.
Иногда пояснение, на какой фразе персонаж сделал акцент, содержится в авторских словах.
Всё это вовсе не означает, что предложения нужно писать под шаблон «тема – рема».

Об этой конструкции хорошо вспомнить, когда вопрос спорный, автор хотел подчеркнуть одну деталь, а читатели упорно считают основной другую. В таком случае следует пересмотреть тему и рему в предложении. Вдруг они перепутаны или другие слова отвлекают от них внимание.

Хочу заметить, что предложения воспринимаются перегруженными тогда, когда в них слишком много новой для читателя информации. Избыток рем «лечится» разбивкой предложений на несколько.
Сравните:

У автора в тексте:
Послышался смех и гомон – из подъезда вылетела стайка детей с водяными пистолетами, и они устроили бой тут же, возле входа в дом. («Диван или Способ провести выходные» автор Li Nata)

Возможно:
Послышался смех и гомон. Из подъезда вылетела стайка детей с водяными пистолетами. Они устроили бой тут же, возле входа в дом.

Или же наоборот – какое-то предложение кажется бессмысленным скорее всего потому, что рема в нем слаба или отсутствует. Вот почему можно часто услышать замечания от критиков вроде «Автор, зачем вы упоминаете то, что уже известно», «Предложение не несет смысла, можно спокойно обойтись и без него» – да, именно так. Проблема в том, что есть только тема. Рема при этом может быть представлена формально, а ее новизна является новизной лишь для неумелого автора.
Сравните (пример выдуман)
Тема + рема:
Павел открыл глаза. Темно еще, но кто-то настойчиво нажимал на дверной звонок, вероятно, вычислив, что в заброшенной квартире появился жилец.
Только «тема»:
Павел открыл глаза. Он проснулся.
Встал и пошел в ванную. Там он умылся водой, вытерся полотенцем. Повесил полотенце. Закрыл кран.

На заметку: знания о теме и реме предложения помогут автору логически все выстроить.

Продолжение следует

Автор: Amaretto
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на
Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #