Педагог. Учитель. Друг. Создатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский

302 прочитали

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника – более чем достойный выбор тематики! Предлагаем вам обратиться к личностям великих и выдающихся педагогов всего мира. Каждый месяц в рубрике «Педагог. Учитель. Друг» мы будем вам рассказывать о них.

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника – более чем достойный выбор тематики! Предлагаем вам обратиться к личностям великих и выдающихся педагогов всего мира.

Если среди ночи вы разбудите студента педагогического вуза, только что сдавшего курс истории педагогики, и назовете фамилию Коменский, вы незамедлительно получите ответ: «классно-урочная система». Сегодня мы вспомним о великом педагоге, чьи революционные нововведения до сих пор лежат в основе организации школьного обучения.

Ян Амос Коменский (1592–1670) родился в стране, которая относится к современной Чехии, но в течение жизни много переезжал. Главным образом потому, что он относился к одной из протестантских общин, которые в те времена преследовались католической церковью. Жизнь его пришлась на эпоху большой чумы. Из-за нее Ян остался в детстве сиротой и лишился сестёр, а став взрослым, потерял первую жену и детей. Несмотря на трагичные события, случившиеся в его жизни, он получил прекрасное образование, преподавал в школе, транслировал гуманистические взгляды и сформулировал основополагающие идеи классической педагогики.

Устройство современной школы максимально упорядоченное и оптимальное. А в обычной школе XVII века дети разных возрастов изучали вместе разные учебные предметы. Например, одни учились читать, вторые в это же время решали математические задачи, а третьи зубрили латынь. Хаос, да и только. Коменский придумал, как превратить его в работающую эффективную систему.

В 1650 году он создал модель построения школы нового типа, основанную на классно-урочной системе. В этой школе предполагалось наличие семи классов, в которых объединялись дети одного возраста, психологического и интеллектуального развития. Так был реализован сформулированный Коменским принцип природосообразности обучения: образовательные задачи решаются с учетом возрастных особенностей. У каждого класса было свое помещение, учебная литература и учитель. Уроки были ограничены временным промежутком. В течение года дети посещали по учебному плану 120 занятий. Модель построения школы была реализована в Венгрии, однако не в полной мере: вместо планируемых семи классов было организовано только три.

Золотое правило, которым пользуются все современным педагоги – принцип наглядности в обучении – также сформулировал Коменский. Кроме того, он составил учебник «Чувственный мир в картинках» для обучения чтению и знакомства с окружающим миром.

В учебные материалы он старался добавить как можно больше интересных фактов, чтобы детям не было скучно. А ещё, в контексте современной терминологии, он был сторонником геймификации учебного процесса — написал несколько пьес для школьных занятий в форме игры.

Коменский мечтал об универсальной школе, в которой дети, независимо от их происхождения и статуса, последовательно учились бы «всем предметам, нужным для настоящей и будущей жизни».

То, что разработал Ян Амос Коменский, для нас сегодня является обычной школой. Но давайте не забывать, что живем мы в XXI веке. И тем более прорывным и гениальным кажется все то, что было придумано и сформулировано в середине XVII столетия.

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника – более чем достойный выбор тематики! Предлагаем вам обратиться к личностям великих и выдающихся педагогов всего мира.-2

Педагогическая концепция Яна Амоса Коменского легла в основу дидактики ­ науки об учении и воспитании.

Познакомиться с первоисточником вы сможете в нашей библиотеке, где есть собрания избранных педагогических сочинений Яна Амоса Коменского, произведения «Материнская школа», «Лабиринт света и рай сердца», в также «Мир чувственных вещей в картинках», переведенные на русский язык.