В 1918-1919 годы художники-живописцы разных направлений участвовали в оформлении массовых манифестаций и празднеств на площадях Москвы, Витебска, Ярославля, Самары. Сохранились эскизы оформления Театральной площади в Петрограде, выполненные К. Петровым-Водкиным (эскиз "Степан Разин", 1918). Настроение радостного многолюдного действа передают зелёные, золотистые и лазурные тона, близкие к произведениям древнерусской фрески.
Натан Альтман (1889-1970) - известный русский авангардист. В 1918-1921 годах художник работал над плакатами, оформлял уличные шествия, создавал картины и скульптуры.
В творчестве русских художников того времени находятся самые радикальные эксперименты. При этом революционный русский авангард был тесно связан с искусством начала века.
Василий Васильевич Кандинский (1886-1944) - один из основателей абстрактного примитивизма и величайших художников-модернистов XX века. Он постоянно работал в Германии, а в 1914 году приехал в Москву. В 1920 году Кандинский организовал Институт художественной культуры (Инхук), лозунгом которого было аналитическое и синтетичнское исследование искусства. А в 1921 году он навсегда уехал за рубеж.
Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - один из основателей кубофутуризма. Он был новатором в художественной фотографии, разрабатывал принципы дизайна в духе конструктивизма.
Марк Шагал жил в России в первые после революционным годы. С 1918 года он руководил "Свободной мастерской живописи". В 1920х он отказался присоединиться к группе сюрреалистов. Большую часть своей жизни Шагал провел во Франции. Его творчество было неповторимым, этому он обязан своим началам: простым ритуалам повседневной жизни родного Витебска.
Казимир Малевич на рубеже 1910х-1920х продолжал развивать свою теорию супрематической живописи в Витебской художественной школе. В 1922 году он переехал в Петроград и прожил там до самой смерти. В последние годы жизни он обратился к советской тематике. Создал работы "Работница" и "Девушка с красным древком"(1933).
Павел Николаевич Филонов (1883-1941) - художник, организовавший свою студию (Мастерскую "аналитического" искусства) в 1925 году. В его творчестве смешались абстракция, примитив и реализм. Филонов создавал большие сложные изображения, гипнотизирующие своей скрытой магией. Каждая мелкая деталь в работе являлась определённым символом.
1917 год поместил по разные стороны баррикад художников одинаковых направлений, но разных политических взглядов.
В 1920х годах "русский авангард" переживает истинный расцвет.
Самой массовой художественной организацией среди многочисленных творческих объединений того времени стала Ассоциации художников революции (АХР). Она была создана в 1922 году на основе Товарищества передвижных художественных выставок. Организация вела широкую выставочную деятельность. За короткий срок было проведено несколько выставок. Лозунгом АХРР (с 1928 года : Ассоциации художников революционной России) был: " героический реализм" как фундамент будущего мирового искусства.
Ахрровцы работали во всех основных жанрах живописи. И. И. Бродский (1883-1939) писал портреты (портрет М. В. Фрунзе, 1929) и пейзажи. Е. М. Чепцов (1874-1950) запечетлевал эпоху в бытовых картинах. М. Б. Греков (1882-1934) - писал в романтическом ключе на военно-исторические темы. Он оказал большое Алине на развитие советской батальной живописи. Будучи участником боев Первой Красной армии С. М. Буденого, он писал исторически точные картины-гимн победы Красной армии. С. В. Малютин (1859-1937) и Г. Г. Ряжский (1895-1952) писали реалистичные портреты людей своей эпохи. А Б. Н. Яковлев (1890-1972) создавал индустриальный пейзажи.
Реализм в первые годы революции имел разную эмоциональную окраску у разных художников: символическую (художники: Б. М. Кустодиев, К. Ф. Юон, С. М. Коненков) агитационную (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, С. В. Чехонин), романтическую (А. А. Рылов). Большое графическое наследие оставляют К. Петров-Водкин, Д. Шевченко, М. Сарьян, П. Кузнецов и др.
Украшение агитпоездов и агитпароходов стало новой формой изобразительному искусства.
В 1924 году возникла творческая группа "Четыре искусства", большинство из членов которой до революции принадлежало к объединению "Голубая роза" и "Мир искусства". "Четыре искусства" объявили своим принципом стремление к "острому живописно-цветовому мироощущению". Одним из главных представителей общества был Петров-Водкин. Его работы "Смерть комиссара", "1919 год. Тревога"(1934) отражают важнейшие события революционных дней. А портрет А. А. Ахматовой 1922 года был отмечен в передаче художником экзотичности её внешнего облика и изысканности внутреннего.
ОСТ - Общество художников-станковистов возникло в 1925 году в Москве. Его организовали выпускники Высших художественно-технических мастерских (Вхутемаса). Председателем сообщества стал Давид Петрович Штеренберг (1881-1948). Целью ОСТ было создание современной картины: станковой живописи упрощённой формы, но актуального содержания. Тематика их деятельности: мир жизни завода, города, человека. Члены ОСТ занимались и театром, плакатом, книжной графикой.
Александр Александрович Дайнека (1899-1960) - художник, отличающийся сухой монументальностью. Наиболее известная его картина - "Оборона Петрограда" (1928). Эта работа восходит к картине швейцарского экспрессиониста Ф. Ходлера "Выступление йенских студентов в 1813 г." (1908). К середине XX века Дайнека стал ведущим художником социалистического реализма.
"Круг художников" - объединение, основанное в 1926 году в Ленинграде выпускниками Академии художеств (Вхутеина). В творчестве художников объединения ощущалось влияние новой французской школы. "Круг" открыто противостоял тенденциям АХРР, которые, по их мнению, превратили живопись в "узкое переходящее агитсредство". Наиболее известными представителями были В. Пакулин, А. Похомов, А. Самохвалов.
В начале 1920х вокруг журнала "Маковец", издававшегося Союзом художников и поэтов "Искусство-жизнь", сложилась группа художников, получившая название "Маковец" (вероятно, связано с местом рождения Сергия Радонежского). Маковцы заявили о своей преданности прошлому, верности природе и "фантастике современности", о желании "раскрыть вечные темы и вечные формы". Эта группа увлеклась символикой лубка и иконы.
Члены дореволюционного объединения "Бубновый валет" в 1924-1927 годах входили в общество "Московские живописцы". Они продолжали развивать в с своём творчестве темперамента, напряженную по колорит живопись, сложные динамичные цвето-пространственные построения.
Председателем Общества московских живописцев был Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943). В объединение входили около 80 художников, среди которых были: А. Куприн, И. Машков, Р. Фальк и другие мастера.
Радикальные меры властей и усиление идеологического контроля положили конец борьбе различных направлений советского искусства. В 1932 году Центральный Комитет ВКП (б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных" организаций". В соответствии с ним были распущены все художественные группы и основан единый Союз художников СССР. Эта организация осуществляла идеологический контроль в сфере искусства и активно насаждала единый стиль социалистического реализма.
О дальнейшем развитии русской живописи я расскажу вам в следующих статьях! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#история искусства #живопись #русское искусство #авангард