183 подписчика

Художественные организации революционной России: "Четыре искусства", АХРР, ОСТ, "Круг художников", "Маковец", ОМЖ

282 прочитали

В 1918-1919 годы художники-живописцы разных направлений участвовали в оформлении массовых манифестаций и празднеств на площадях Москвы, Витебска, Ярославля, Самары. Сохранились эскизы оформления Театральной площади в Петрограде, выполненные К. Петровым-Водкиным (эскиз "Степан Разин", 1918). Настроение радостного многолюдного действа передают зелёные, золотистые и лазурные тона, близкие к произведениям древнерусской фрески.

Н. И. Альтман. Петрокомунна. 1921 г. Холст, масло, эмаль. 104х88,5. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Н. И. Альтман. Петрокомунна. 1921 г. Холст, масло, эмаль. 104х88,5. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Натан Альтман (1889-1970) - известный русский авангардист. В 1918-1921 годах художник работал над плакатами, оформлял уличные шествия, создавал картины и скульптуры.

В творчестве русских художников того времени находятся самые радикальные эксперименты. При этом революционный русский авангард был тесно связан с искусством начала века.

К. С. Петров-Водкин. Эскиз панно "Степан Разин". 1918 г. Бумага, акварель. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
К. С. Петров-Водкин. Эскиз панно "Степан Разин". 1918 г. Бумага, акварель. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Василий Васильевич Кандинский (1886-1944) - один из основателей абстрактного примитивизма и величайших художников-модернистов XX века. Он постоянно работал в Германии, а в 1914 году приехал в Москву. В 1920 году Кандинский организовал Институт художественной культуры (Инхук), лозунгом которого было аналитическое и синтетичнское исследование искусства. А в 1921 году он навсегда уехал за рубеж.

В. В. Кандинский. Композиция №218.1919г. Холст. Масло. 107х89,5. Санкт-Петербург   государственный Русский музей
В. В. Кандинский. Композиция №218.1919г. Холст. Масло. 107х89,5. Санкт-Петербург государственный Русский музей

Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - один из основателей кубофутуризма. Он был новатором в художественной фотографии, разрабатывал принципы дизайна в духе конструктивизма.

А. М. Родченко. Супрематизм. Без года. Холст, масло. 73х50. Нижегородский художественный музей.
А. М. Родченко. Супрематизм. Без года. Холст, масло. 73х50. Нижегородский художественный музей.

Марк Шагал жил в России в первые после революционным годы. С 1918 года он руководил "Свободной мастерской живописи". В 1920х он отказался присоединиться к группе сюрреалистов. Большую часть своей жизни Шагал провел во Франции. Его творчество было неповторимым, этому он обязан своим началам: простым ритуалам повседневной жизни родного Витебска.

Казимир Малевич на рубеже 1910х-1920х продолжал развивать свою теорию супрематической живописи в Витебской художественной школе. В 1922 году он переехал в Петроград и прожил там до самой смерти. В последние годы жизни он обратился к советской тематике. Создал работы "Работница" и "Девушка с красным древком"(1933).

П. Н. Филонов. Налётчик. 1926-1928 гг. Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь, перо. 22,6х15,8. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
П. Н. Филонов. Налётчик. 1926-1928 гг. Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь, перо. 22,6х15,8. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Павел Николаевич Филонов (1883-1941) - художник, организовавший свою студию (Мастерскую "аналитического" искусства) в 1925 году. В его творчестве смешались абстракция, примитив и реализм. Филонов создавал большие сложные изображения, гипнотизирующие своей скрытой магией. Каждая мелкая деталь в работе являлась определённым символом.

П. Н. Филонов. Победа над вечностью. 1920-1921 гг. Фанера, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
П. Н. Филонов. Победа над вечностью. 1920-1921 гг. Фанера, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

1917 год поместил по разные стороны баррикад художников одинаковых направлений, но разных политических взглядов.

И. И. Бродский. Зимний пейзаж. 1917 г. Картон, масло. 39х60. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей
И. И. Бродский. Зимний пейзаж. 1917 г. Картон, масло. 39х60. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В 1920х годах "русский авангард" переживает истинный расцвет.

Самой массовой художественной организацией среди многочисленных творческих объединений того времени стала Ассоциации художников революции (АХР). Она была создана в 1922 году на основе Товарищества передвижных художественных выставок. Организация вела широкую выставочную деятельность. За короткий срок было проведено несколько выставок. Лозунгом АХРР (с 1928 года : Ассоциации художников революционной России) был: " героический реализм" как фундамент будущего мирового искусства.

Г. Г. Ряжский. Письмо. 1939 г. Холст,  масло. 100х79. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей
Г. Г. Ряжский. Письмо. 1939 г. Холст, масло. 100х79. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
М. Б. Греков. В отряд к Буденному. 1927. Холст,  масло. 218х354. Москва,  Государственная Третьяковская галерея
М. Б. Греков. В отряд к Буденному. 1927. Холст, масло. 218х354. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Ахрровцы работали во всех основных жанрах живописи. И. И. Бродский (1883-1939) писал портреты (портрет М. В. Фрунзе, 1929) и пейзажи. Е. М. Чепцов (1874-1950) запечетлевал эпоху в бытовых картинах. М. Б. Греков (1882-1934) - писал в романтическом ключе на военно-исторические темы. Он оказал большое Алине на развитие советской батальной живописи. Будучи участником боев Первой Красной армии С. М. Буденого, он писал исторически точные картины-гимн победы Красной армии. С. В. Малютин (1859-1937) и Г. Г. Ряжский (1895-1952) писали реалистичные портреты людей своей эпохи. А Б. Н. Яковлев (1890-1972) создавал индустриальный пейзажи.

Г. Г. Ряжский. Делегатка. 1927. Холст,  масло.  99х61. Москва,  Государственная Третьяковская галерея
Г. Г. Ряжский. Делегатка. 1927. Холст, масло. 99х61. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Реализм в первые годы революции имел разную эмоциональную окраску у разных художников: символическую (художники: Б. М. Кустодиев, К. Ф. Юон, С. М. Коненков) агитационную (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, С. В. Чехонин), романтическую (А. А. Рылов). Большое графическое наследие оставляют К. Петров-Водкин, Д. Шевченко, М. Сарьян, П. Кузнецов и др.

М. С. Сарьян. Пёстрый пейзаж. 1924 г. Холст,  масло. 140х104. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
М. С. Сарьян. Пёстрый пейзаж. 1924 г. Холст, масло. 140х104. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Украшение агитпоездов и агитпароходов стало новой формой изобразительному искусства.

В 1924 году возникла творческая группа "Четыре искусства", большинство из членов которой до революции принадлежало к объединению "Голубая роза" и "Мир искусства". "Четыре искусства" объявили своим принципом стремление к "острому живописно-цветовому мироощущению". Одним из главных представителей общества был Петров-Водкин. Его работы "Смерть комиссара", "1919 год. Тревога"(1934) отражают важнейшие события революционных дней. А портрет А. А. Ахматовой 1922 года был отмечен в передаче художником экзотичности её внешнего облика и изысканности внутреннего.

К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. Холст, масло. 54,5х43,5. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. Холст, масло. 54,5х43,5. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928 г. Холст,  масло. 196х248. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928 г. Холст, масло. 196х248. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

ОСТ - Общество художников-станковистов возникло в 1925 году в Москве. Его организовали выпускники Высших художественно-технических мастерских (Вхутемаса). Председателем сообщества стал Давид Петрович Штеренберг (1881-1948). Целью ОСТ было создание современной картины: станковой живописи упрощённой формы, но актуального содержания. Тематика их деятельности: мир жизни завода, города, человека. Члены ОСТ занимались и театром, плакатом, книжной графикой.

Д. П. Штеренберг. Стол. Подковка. 1919 г. Холст, масло.  89х53,5. Санкт-Петербург. государственный Русский музей
Д. П. Штеренберг. Стол. Подковка. 1919 г. Холст, масло. 89х53,5. Санкт-Петербург. государственный Русский музей
Д. П. Штеренберг. Натюрморт с вишнями. Холст, масло. 68х67. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Д. П. Штеренберг. Натюрморт с вишнями. Холст, масло. 68х67. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Александр Александрович Дайнека (1899-1960) - художник, отличающийся сухой монументальностью. Наиболее известная его картина - "Оборона Петрограда" (1928). Эта работа восходит к картине швейцарского экспрессиониста Ф. Ходлера "Выступление йенских студентов в 1813 г." (1908). К середине XX века Дайнека стал ведущим художником социалистического реализма.

А. А. Дайнека.  Текстильщицы.  1927. Холст, масло. 171х195. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей
А. А. Дайнека. Текстильщицы. 1927. Холст, масло. 171х195. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

"Круг художников" - объединение, основанное в 1926 году в Ленинграде выпускниками Академии художеств (Вхутеина). В творчестве художников объединения ощущалось влияние новой французской школы. "Круг" открыто противостоял тенденциям АХРР, которые, по их мнению, превратили живопись в "узкое переходящее агитсредство". Наиболее известными представителями были В. Пакулин, А. Похомов, А. Самохвалов.

А. Н. Самохвалов.  Верблюд.  1921 г. Бумага, акварель,  графитный карандаш. 45, 1х35, 6. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
А. Н. Самохвалов. Верблюд. 1921 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 45, 1х35, 6. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
А. Ф. Пахомов. Девушка с голубем. 1929г. Холст, масло.  79,5х52. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
А. Ф. Пахомов. Девушка с голубем. 1929г. Холст, масло. 79,5х52. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В начале 1920х вокруг журнала "Маковец", издававшегося Союзом художников и поэтов "Искусство-жизнь", сложилась группа художников, получившая название "Маковец" (вероятно, связано с местом рождения Сергия Радонежского). Маковцы заявили о своей преданности прошлому, верности природе и "фантастике современности", о желании "раскрыть вечные темы и вечные формы". Эта группа увлеклась символикой лубка и иконы.

Члены дореволюционного объединения "Бубновый валет" в 1924-1927 годах входили в общество "Московские живописцы". Они продолжали развивать в с своём творчестве темперамента, напряженную по колорит живопись, сложные динамичные цвето-пространственные построения.

Председателем Общества московских живописцев был Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943). В объединение входили около 80 художников, среди которых были: А. Куприн, И. Машков, Р. Фальк и другие мастера.

А. В. Лентулов.  Портрет А. Я. Таирова. 1919-1920 гг. Холст, масло. 104,7х99. Санкт-Петербург.  Государственный Русский музей
А. В. Лентулов. Портрет А. Я. Таирова. 1919-1920 гг. Холст, масло. 104,7х99. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Радикальные меры властей и усиление идеологического контроля положили конец борьбе различных направлений советского искусства. В 1932 году Центральный Комитет ВКП (б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных" организаций". В соответствии с ним были распущены все художественные группы и основан единый Союз художников СССР. Эта организация осуществляла идеологический контроль в сфере искусства и активно насаждала единый стиль социалистического реализма.

О дальнейшем развитии русской живописи я расскажу вам в следующих статьях! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

#история искусства #живопись #русское искусство #авангард