В последние годы в рамках политологии и политической конфликтологии ведется разработка ненасильственных форм разрешения конфликтов, поиск идеологической альтернативы национальному экстремизму, конфронтационным отношениям.14 Усилия эти, однако, все еще не привели к заметным продуктивным результатам в плане разработки, формирования идеологических принципов конструктивных национальных отношений.
Некоторым современным исследователям представляется, что идейно-политической, нравственно-философской основой культуры межнационального общения должен стать интернационализм, освобожденный от классово-корпоративной ограниченности, очищенный от казенной пропаганды, от утративших свою жизненность идеологем.15
10 См.: Социально-политическая ситуация в СССР: состояние и прогноз. - М. - 1990.
11 Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М., 1991.
12 См.: Проскурин Д.Т. Межнациональное общение как объект социально-философского анализа. - JL, 1984; Фарадов Т.Л. Социально-психологические аспекты межнационального общения в условиях совершенствования социализма. - Баку, 1987; Мастонов K.X. Совершенствование культуры межнационального общения в трудовом коллективе; M., 1987; Заурбекова Л.Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания. - М., 1991; Ханстантинов В.А. Культура межнационального общения; сущность, тенденции развития. - М., 1992.
J Симпон Дж., Ингер Дж.М. Социология расовых и этнических отношений // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века. - М., 1965.; Almond G, and Verbas. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations // Princeton, N.J. 1963$ Tucker R. Political Culture and Leadership in Soviet Russia. From Lenin to Gordachev.N.Y., 1987.
14 Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. -М., 1996.
15 Дашдамиров А.Ф. Указ.соч.
В настоящее время в научный оборот входит понятие "культура мира",16 которое часть исследователей отождествляет с культурой межнационального общения, что кажется не совсем верным. Культура мира акцентирует мнение на отрицании войны. Культура же межнационального общения понятие более содержательное, отрицание войны в ней подразумевается само по себе, более того, оно охватывает все стороны исследуемой нами проблемы. Отождествление этих понятий не правомерно.
Анализ литературы показывает, что, хотя отечественные и зарубежные исследователи изучали различные аспекты этой проблемы, однако, как и любой другой этнополитический феномен, современные национальные отношения порождают новые проблемы, а динамизм и радикальный характер изменения общественно-политической жизни быстро обесценивают многие казавшиеся ранее незыблемыми истины.