Всем привет! В комментариях к статье о современной интеллектуальной кинофантастике получил заказ на подборку обзоров фильмов, снятых ДО XXI века.
Таковые подборки у меня уже были... Ну, давайте ещё одну. Посвящается всем любителям хороших фантастических фильмов без компьютерных спецэффектов, клипового монтажа и истеричных подростков в качестве главных героев.
Как всегда, постараюсь вас удивить, вспомнив не самые известные штучки. И разумеется, подборка носит бессистемный характер, по принципу: понравилось/запомнилось.
"Провал во времени"/Sengoku jieitai (1979)
Он же "Средневековая армия самообороны". Начнём с японского фильма, нашумевшего в своё время. Упоминание о нём встречал даже в каком-то советском сборнике фантастики, в статье о зарубежном НФ-кинематографе. С тех пор и мечтал посмотреть. Ждать пришлось до эпохи Интернета.
Подразделение японских сил самообороны (которые у них вместо армии) провалилось в XVI век вместе с целой горой разного оружия. Легендарный японский полководец Уэсуги Кэнсин, оценив мощь "волшебных палок", убедил попаданцев сражаться на его стороне. Те принялись истово выкашивать враждебных самураев, нисколько не волнуясь, что среди них могут оказаться их пра-пра-пра... дедушки.
Противники вскоре смекнули, что единственный шанс одолеть этих чародеев - использовать японскую народную тактику заваливания неприятеля мясом, с криком "банзай!" (Ну плюс ещё кое-какие хитрые ловушки, но это скорее в дополнение.)
Отсутствие сюжетной логики (да и самого сюжета, если уж на то пошло) с лихвой компенсируется живописными сражениями, ради которых фильм, очевидно, и был снят.
"Чёрная дыра"/The Black Hole (1979)
Ни малейшего отношения к одноимённому (только в русском переводе) фильму с Вин Дизелем.
Группа космических исследователей натыкается близ чёрной дыры на пропавшую станцию, внутри которой окопался сумасшедший учёный с армией роботов. Будет много пальбы из бластеров... о сюжете всё.
Снято спустя два года после первых «Звёздных войн» и выглядит по сравнению с ними скромненько. И вообще, кинцо производит странное впечатление. Вроде бы, детская история, к тому ж снятая студией Диснея, но с другой стороны тут всё довольно жёстко. Есть и знаменитые актёры: Энтони Перкинс, к примеру. Интересно, каково это: после драматических ролей в «Процессе», «Психо» и других шедеврах бегать по декорациям какой-то там космической станции и делать пиу-пиу из бластера? Хотя подлинная звезда фильма — конечно же, летающий робот В.И.Н. Сент (см. скриншот). Именно этот глазастый коротышка мешает воспринимать происходящее в фильме сколько-нибудь серьёзно.
Ситуацию меняет лишь финальный психоделический эпизод про Ад, каковой находится внутри чёрной дыры. Несколько минут — ни единого слова, только жуткие сюрреальные картины, напоминающие дурной сон. Смотрел «Чёрную дыру» по ТВ в возрасте 11 лет (вроде бы, в рубрике "Дисней по пятницам"), и эта сцена окончательно повредила мой и без того уже больной мозг.
"Чужая земля"/Outland (1981)
Далёкое будущее. Видавший виды, немолодой и очень принципиальный полицейский О`Нил в исполнении Шона Коннери прибывает на спутник Юпитера, Ио, где находится небольшая шахтёрская станция. Прибыв, О`Нил обнаруживает, что компания, владеющая этими шахтами, даёт шахтёрам некий допинг, от которого они потихоньку сходят с ума.
Остальные полицейские получают хорошее вознаграждение за то, что ничего этого "не замечают", и все счастливы. Но не О`Нил. Старый чёрт берёт свой верный дробовик и вламывает злодеям по первое число.
Великолепный образец остросюжетной фантастики для взрослых. Никаких тебе сверхсветовых звездолётов, бластеров, боёв "один против толпы". Сюжет развивается неспешно, космические корабли проделывают путь от Земли до Ио за год, перестрелок почти нет. Главный герой совсем не выглядит героем: дерётся как обычный человек, бегает и прыгает с видимым трудом.
Дюже хороша атмосфера станции - всех этих клаустрофобических помещений и узких коридоров, до отказа забитых приехавшей на заработки беднотой. Знакома и сама ситуация, когда честный коп пытается раскрыть преступление, но обнаруживает, что все окружающие либо коррумпированы, либо запуганы, и ни один человек не может ему помочь...
"Огонь в небе"/Fire in the Sky (1993)
1975 год, американская глубинка. Группа лесорубов ехала ночью по просёлочной дороге и увидела... ну вы поняли. Огонь в небе. Самый резвый выскочил посмотреть, что там такое, и глазом моргнуть не успел, как его похитили инопланетяне.
Этот фильм снят по реальным событиям. А это значит, что здесь нет сюжета. Точнее, вроде как есть, но его направление постоянно меняется. Первая треть фильма посвящена расследованию: лесорубы в один голос утверждают, что пропавшего человека забрали пришельцы, но им, конечно, никто не верит.
Потом пропавший внезапно возвращается, он явно не в себе. Некоторое время пытается адаптироваться к нормальной жизни и вспомнить, что с ним было на корабле. Наконец вспоминает, но...
...Лишь в конце выяснится, о чём же фильм: о взаимоотношениях контактёра с его лучшим другом, который взял да и убежал, бросив товарища. С одной стороны - да, струсил, да, предатель, но с другой - похищенного "героя" никто не просил лезть на рожон...
Словом, фильм хаотичный, немного странный, но небезынтересный. Сцена, где герой пробуждается в резервуаре среди множества таких же резервуаров подозрительно напоминает похожую сцену из одного нашумевшего блокбастера, снятого шесть лет спустя...
"Жизненная сила"/Lifeforce (1985)
Тоб Хупер снял как минимум два эпохальных фильма: "Техасскую резню бензопилой" и "Полтергейста" (в последнем случае, как говорят, благодарить надо Стивена Спилберга). "Жизненная сила" - пожалуй что, третий по значению фильм режиссёра. Снова хоррор, но с сильным элементом научной фантастики.
Космическая экспедиция проникла на комету Галлея и нашла там три хорошо сохранившихся человеческих тела в саркофагах. Как выяснилось, это опасные существа, которые высасывают из людей не кровь, а некую энергию. Чем они и занялись с удовольствием, попав на Землю.
В плюсы можно занести неплохие кукольные спецэффекты (сейчас так не делают) и сцены в охваченном хаосом Лондоне. В минусы - наивность, претенциозность, зашкаливающую серьёзность и пафос. Но общей картины это почти не портит.
Всем спасибо! Добавляйтесь!