Нужно ли увеличивать дистанцию

В методике ПП дистанция постепенно увеличивается, чтобы дать спортсмену дополнительные возможности для закрепления в памяти эффективных движений.

В методике ПП дистанция постепенно увеличивается, чтобы дать спортсмену дополнительные возможности для закрепления в памяти эффективных движений. К этому можно прибегать, чтобы ускорить обучение отдельному навыку или улучшить его закрепление в моторной памяти, сделав мышцы более стойкими, способными выдерживать более быстрое и продолжительное плавание. Будет ли одновременно с этим улучшаться спортивная форма? Конечно, да. Но лучше, если одновременно с формой станет улучшаться и качество плавания. Если на более длинных дистанциях страдает качество гребков, пожалуй, лучше сократить расстояние. Запомните мантру: «Не борись с водой!»

Главная характеристика эффективной тренировки — каждое упражнение должно быть обучающим. В следующей главе я расскажу о том, как происходит освоение навыков и как можно ускорить обучение.

Как ускорить обучение

Освоение любого навыка проходит четыре этапа. Первый — неосознанное неумение. На нем мы действуем неэффективно, но не понимаем, чем это вызвано. Поняв, что именно требует улучшения и почему, мы переходим к следующему этапу — осознанному неумению. Изучив новый навык, мы используем его, постоянно концентрируя на этом внимание. Это называется осознанным умением. Неприятная особенность этого этапа состоит в том, что плыть быстро и естественно, обдумывая при этом каждое движение, а не чувствуя его, трудно.

К счастью, продолжение занятий позволяет полностью впитать приобретенное умение. Например, когда вы научитесь вытягивать голову, руки и ноги в одну линию в баттерфляе или брассе, вы можете все внимание уделить какой-нибудь другой детали, скажем, зацепу в начале гребка. Это уже называется неосознанным умением: вы применяете определенный элемент координации, не задумываясь об этом. Важно не забывать одной вещи: как только вы достигнете неосознанного умения в одном из навыков, немедленно возвращайтесь к отработке осознанного умения в другом.

Еще одним подспорьем в обучении является «модульный подход». По оценкам специалистов, шахматисту, чтобы стать гроссмейстером, необходимо около 10 лет. Отличие гроссмейстера от просто сильного игрока состоит в том, что гроссмейстер способен собирать в «модуль» десятки, а иногда и сотни возможных ходов, что избавляет его от необходимости оценивать каждый вариант в отдельности.

Находясь на уровне осознанного умения, мы задействуем оперативную память. Переходя к неосознанному умению, мы начинаем работать с долговременной памятью. Оперативная память в состоянии одновременно удержать очень немного предметов. Поэтому для управления сложными навыками требуется модульный подход. Вот, например, как он работает, когда человек учится читать.

Шаг 1: произносим каждое слово по слогам.

Шаг 2: просматриваем целую строку текста, выхватывая взглядом ключевые слова. Скорость все еще остается невысокой, после горизонтального движения вдоль строки глаза переходят по вертикали на следующую строку.

Шаг 3: охватываем взглядом целый абзац и, пользуясь контекстом, вычленяем из него ключевые фразы. Именно так люди, владеющие скорочтением, проглатывают страницу за несколько секунд.