49 подписчиков

Киноальманах «Лепота»: русский дизайн от кириллицы до метамодерна

Лепота – попытка современных дизайнеров осмыслить историю русской визуальной культуры. Идеи киноальманаха удивляют необычностью: икона рассматривается как первый интерфейс, Пётр I как главный арт-директор, а советские люди как адепты экологичного образа жизни.

Лепота – попытка современных дизайнеров осмыслить историю русской визуальной культуры.

Удивляемся

Киноальманах был создан школой дизайна и иллюстрации Bang Bang Education и вышел в прокат в рамках кинофестиваля о массовой культуре Beat Weekend. Фильм длится 1 час 20 минут и состоит из 39 глав. Каждая глава представляет собой авторский сюжет известных современных российских дизайнеров или дизайн-студий о том или ином аспекте истории отечественного дизайна. Некоторые сюжеты выполнены с помощью красивой 3D-графики, некоторые как вырвиглазные мультики; в одних фрагментах авторы просто философствуют со зрителем о природе русского дизайна, в других на помощь приходят танец, поэзия и даже частушка. Несмотря на то, что в киноальманахе задействовано много архивных материалов, сюжеты выглядят свежими и разнообразными.

Лепота – попытка современных дизайнеров осмыслить историю русской визуальной культуры.-2

Наблюдаем

Киноальманах сложно назвать классическим учебником по отечественному дизайну, при этом в фильме прослеживается история развития дизайн-мышления от Древней Руси до современности. Первые лиричные сюжеты о кириллице и визуальном языке икон сменяются лихими историями о народных промыслах (fashion-съёмки лаптя буквально заставляют плакать от смеха!). После мотивов народного костюма в современной моде зрителю расскажут о Петре Первом как крупном дизайн-реформаторе и популярности русского стиля на всемирных выставках. Особенно познавателен большой и разноплановый блок о советском дизайне: от окон РОСТА, Родченко и ВХУТЕМАСа до конструктивизма, киноплаката и советского DIY (Do It Yourself). Если ваше зрение ещё не устало от частой смены образов и кадров, то вы точно выдержите последний и самый кислотный участок – телевидение 90-х и современный дизайн.

Лепота – попытка современных дизайнеров осмыслить историю русской визуальной культуры.-3

Декодируем

Главная задача фильма – декодировать русскую визуальную культуру и найти в забытых явлениях ценное и актуальное. Современные дизайнеры черпают вдохновение не только в балалайках и хохломе – авторы фильма восхищаются национальным зодчеством, русским космизмом, советской типографикой и многими другими проявлениями русской культуры. «Лепота» рассказывает, что в мире любят не только русский кокошник: например, современная западная полиграфия заимствовала идеи у советского минималистичного дизайна 60-х. Фильм был создан дизайнерами для дизайнеров, оперирует некоторыми профессиональными концептами и лексикой, но в целом понятен и для обычного зрителя. Идейная насыщенность и сочный визуальный ряд раскрывают разнообразие и многослойность русской культуры, благодаря чему каждый сможет выцепить вдохновляющие идеи и образы… Лепота.

Лепота – попытка современных дизайнеров осмыслить историю русской визуальной культуры.-4