1,1K подписчиков

Делаем вокал волшебным. Реверберация и задержка.

445 прочитали

Основными средствами пространственной обработки являются: реверберация и дилей (т.е.задержка, которая при своих больших значениях превращается в эхо).

По масштабу пространство делится на три типа, и для разных музыкальных стилей характерен свой тип пространства. Итак, это:

1. Камерное близкое пространство (ambience). Характерные настройки: ранние отражения, широкое стерео, много высоких частот, длина хвоста до полсекунды, predelay не участвует.

2. Комнатное пространство (room) - средние значения ревера и дилея, небольшой predelay, средняя ширина и размер.

3. Большое пространство - большие залы, соборы. Характерные настройки: среднее или узкое стерео, прибираются высокие частоты, большой пределей, хвост от 2 до 6 секунд (более 6 - это уже спецеффект, а не имитация помещения)

В большинстве случаев хорошую реверберацию не должно быть слышно, за исключением случаев художественной задумки. Принято проверять реверберацию отключая ее. Именно отключение должно быть ощутимее, чем включение.

Дилей сразу придает модность, фирменность, но использовать его надо с умом и со вкусом. Он должен быть синхронизирован с темпом (за исключением спецэффектов). Если в плагине нет синхронизации с темпом, то можно набрать в интернете "калькулятор delay", и так же "калькулятор reverb". Нужно задать значение темпа. Характерные настройки: для малого пространства короткий feedback, для большого пространства - длинный feedback и поглощение высоких частот. Чтобы delay звучал корректно, его надо эквализировать, он не должен быть явным (за исключением спецэффектов). Слишком большие значения delay - это эхо, а слишком малые - это стереоэффект.

Чем короче delay, тем больше высоких. Чем длиннее delay, тем меньше высоких.

Чтобы сделать звучание более профессиональным, и соответствующим задаче, используются двойные delay и reverb, и подмешиваются в разных пропорциях.

Двойная реверберация - когда на дорожку вешаются два ревера разного пространства. Тут действует закон: громче должен быть тот ревербератор, где короче хвост. Тогда будет по звуку и округло-пространственно, и не слишком далеко. Ревербератором лучше работать одним и тем же, но с разными настройками. Настраивать нужно прямо в миксе, не спеша подкручивая нужные колесики. Можно заглушить слишком длинные хвосты от ревербератора, применив после него гейт, и настроив соответствующим способом. Хвост - это утихающий по громкости звук, и нужно поймать по громкости то значение, начиная с которого хвост будет уже лишним.

Двойной же delay используется в основном в таких вариантах:

1. Длинный delay по центру (в моно), короткий - по краям

2. Короткий по центру, средний или длинный по краям

3. Длинный по центру, и длинный по краям

#пространственная обработка#вокал в миксе