22,4K подписчиков

Осторожно, артхаус! О фильмах Эжена Грина

2,4K прочитали

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен. Родился будущий режиссер в Нью-Йорке в 1949-м, затем переехал в Париж в 1969-м, где и остался жить, сменив имя на франкофонный манер. Изначально Грин занимался театром; более того театром 17 века, сначала изучая его, а потом начав реконструировать его в качестве режиссера и худрука. Так родился "Театр мудрости". Параллельно Грин занимался академической и преподавательской деятельностью, пока в возрасте 50+ лет не решил дебютировать в кино с полным метром.

В этот момент начинается самое интересное. Его дебютный фильм "Ночь за ночью" привлек внимание Жан-Люка Годара, благодаря похвале которого на Грина обратили внимание как критики, так и синефилы. Все-таки трудно найти большего авторитета во французском кино, чем Годар, несмотря на всю противоречивость последнего. Кинокарьера Грина началась.

Фильмы Эжена Грина - это концентрированно французское кино. Можно даже сказать, что он перефранцузил собственно французских режиссеров. Среди очевидных источников вдохновения режиссера: Робер Брессон и Эрик Ромер в начале творчества и Жан-Мари Штрауб, если говорить о последних фильмах. Правда, сам Грин в качестве источников своего вдохновения указывал еще и Вонга Кар-Вая с Кингом Ху, но влияния последних мне увидеть в его фильмах не удалось.

Как-то в комментариях меня спрашивали: "а что вообще есть интересного в современном европейском арт-кино?". Хороший, но сложный вопрос. Например, Эжен Грин. Хотя, забегая вперед, последние его 2 фильма разочаровывают.

Ночь за ночью (Toutes les nuits), 2001

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.

Дебютный фильм Грина. В центре сюжета любовный треугольник, а сценарий основан на новелле Флобера, но по сути "Ночь за ночью" - это признание в любви всему французскому кино, но в первую очередь Брессону и волнистам. Можно конечно упрекнуть Грина в формализме и чрезмерной стилизации, если бы его фильм не получился настолько живым и человечным.

Живущий мир (Le monde vivant), 2003

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.-2

Символистская сказка, снятая так перверсивно, как это вообще возможно. Начнем с того, что в кадре задействованы одетые в казуально-повседневную одежду актеры, которые ведут диалоги от имени рыцарей, принцесс и огров. В качестве источника вдохновения Грин выбрал "Ланселота озерного" Брессона и "Парсифаля Галльского" Эрика Ромера, но довел их творческие решения до абсурда и сдобрил своим фирменным юмором.

Мост искусств (Le pont des Arts), 2004

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.-3

Самый известный режиссера, который для большинства становится точкой входа в кино Эжена Грина. История студента философского факультета, который никак не может заставить себя написать диссертацию, и певицы, исполняющей музыку барокко. В "Мосте искусств" нашло отражение увлечение Эжена Грина театром 17 века.

Португальская монахиня (A Religiosa Portuguesa), 2009

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.-4

Следующий фильм Грина снова представляет собой оммаж но уже не на Брессона, а на Мануэла ди Оливейру. Для этого Грин поехал на родину последнего, в Португалию, и снял там фильм на французском и португальском. Невозможно снять трибьют Оливейре, если твои персонажи не говорят на португальском. Значительная часть специфики кино Оливейры строилась именно на звучании португальского языка. Откровенно говоря, при известной вторичности фильмов Грина по отношению к работам Брессона и Оливейры мне они нравятся гораздо сильнее. Есть в них какая-то светлая ирония, нехарактерная для классиков, которая снимает занудство и патетику, к которым были склонны и Робер, и Мануэл.

Мудрость (La sapienza), 2014

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.-5

Следующий фильм Грина получился на 95% ромеровским. Герой в состоянии кризиса среднего возраста, даже более чем обычно минималистические движения камеры, открыточные кадры Венеции и бесконечные диалоги на темы искусства, культуры и роли художника в мире. При этом всё перечисленное складывается в очень достойное кино, если конечно вы способны воспринимать артхаус такого типа.

Сын Иосифа (Le fils de Joseph), 2016

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.-6

В качестве источника вдохновения для своего следующего фильма Грин выбрал ветхозаветную историю. Естественно, серьезно осовременив её. Несмотря на тот факт, что в графе жанра везде значится "драма", "Сын Иосифа" представляет собой очень забавное кино. Более того, это наименее артхаусный из всех фильмов Грина: в некоторых эпизодах есть ощущение, что смотришь почти мейнстримную французскую комедию. Увы, "Сын Иосифа" - это не только шестой полнометражный фильм режиссера, но и последняя удачная его работа. Следующие два фильма иначе как провалами назвать нельзя.

В ожидании Варваров (En attendant les barbares), 2017

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.-7

Грин решает иносказательно заявить свою позицию о современной европейской политике. По его ранним фильмам было очевидно, что стоит он на консервативных позициях, как, впрочем, и его кумиры Брессон с Ромером. На этот раз он недвусмысленно намекает на угрозу, которая представляет миграционная политика Франции для традиционной французской культуры. Авторский посыл понятен, но кино получилось откровенно переусложненным и распадающимся на отдельные эпизоды. Скорее черновик потенциально интересного фильма, чем сам фильм.

Атараби и Микелатс (Atarrabi & Mikelats), 2020

Есть определенная ирония в том, что один из самых интересных французских режиссеров 21 века - совсем не француз. И имя, данное при рождении, звучит как Юджин, а не Эжен.-8

Последний на данный момент фильм Грина - адаптация баскской легенды. Учитывая специфику оригинала и художественные решения Грина, больше всего фильм напоминает экранизации античных трагедий от Штрауба-Юйе. Влияние последних было очевидно еще в предыдущей работе, но здесь оно стало слишком очевидно. Проблема в том, что подобный подход автоматически исключил мягкий и небанальный юмор Грина, бывший одной из главных причин для просмотра его первых шести фильмов. Без него получилось занудство.