Мария Монтессори считала, что дети «впитывают» культуру обращения с предметами с помощью слуха, зрения, тактильных и других ощущений. В свою очередь, взрослым необходимо понимать, как лучше помочь малышам овладеть этими нехитрыми умениями, как выработать собственное отношение к вещам.
Очень сложная и тонкая работа – подготовка среды для развития ребёнка. Существуют различные подходы к этому вопросу. Одни родители уверены, что пёстрые шторы в детской, большие мягкие ковры, дорогие развивающие игрушки сделают их малыша вундеркиндом. Другая часть делает акцент на том, что не надо уделять большое внимание предметному окружению. Они мыслят так: «Ребёнок ещё маленький, не стоит обзаводиться дизайнерскими чашками с блюдцами, попьём пока из дешёвых кружечек». А детские сады придерживаются такого принципа: если есть красивые и дорогие игрушки, то они должны стоять на самых высоких полках. Не дай Бог сломают!
Обустройство детского уголка – процесс творческий, возникает ряд вопросов: какому цвету обоев отдать предпочтение; какую мебель выбрать; какие книги и игрушки купить и так далее. Этот процесс так увлекает взрослых, что, не замечая, они начинают действовать спокойно и уравновешенно, продумывают каждый новый предмет, проникают в суть его. Учёные утверждают, что такая способность присуще только взрослым, поскольку у детей пока отсутствует эмоциональный доступ к вещам. Родители обладают способностью выражать отношение к предмету. Поэтому и говорят, что папы и мамы передают детям свой жизненный опыт.
Если понаблюдать за трёхлетним ребёнком, который выполняет простую работу (например, переливает чай из кружки в тарелочку, застёгивает пуговицы), то можно заметить, как он сконцентрирован. Он видит только себя и свою работу. Так он упражняется в обычных умениях, это и есть упражнения маленьких детей в обыденной жизни. Идёт процесс осмысленного обучения. Особенно нравится детям пересыпать камешки из кружки в кружку. Немного странно звучит, но галька – это необычный материал. Одно захватывание в кулачок камушка помогает развивать пальчики малыша. Такое удовольствие доставляет детям пересыпание зерна или той же гальки при помощи столовой ложки. А когда взрослый предложит сделать узор из этой гальки, добавив туда кедровые орешки, разноцветные бусинки, гороховые зерна, то вся эта работа вызывает повышенный интерес и концентрацию внимания. Оказывается, всё элементарно!
Задача взрослых заключается лишь в том, что надо предложить ребёнку небольшой поднос, на котором будет всё размещено для такого занятия. Не надо прятать в шкаф привлекающие внимание ребёнка предметы. Их надо оставить на открытой полке, куда малыш может сам добраться. Там можно разместить колокольчики разных размеров, пузырьки, баночки с крышечками, шнурки, молнии и так далее. Иными словами, нужно поставить туда то, что есть у каждого родителя. Ребёнок развивается спонтанно. Он сам не замечает этого. Просто размещаем на детской полке материал и демонстрируем, что с ним надо делать. Таким образом, взрослые способствуют развитию у ребёнка ловкости, точности в движениях, сосредоточенности и аккуратности.
Используйте промокод DZEN только для подписчиков Дзена на сайте https://lucky-child.com/ Скидка 20% на всё, при регистрации дарим 1000 баллов на счет!
В процессе работы появляются трудности: из узкого горла пузырька вода льётся очень медленно. В такой ситуации взрослый знакомит ребёнка с воронкой. Происходит ненавязчивое, но полезное знакомство с предметом. Особенно нравятся детям упражнения из жизни дома. Помыть руки, заплести косичку, постирать, погладить, подмести пол, вытереть со стола, завязать шнурки – всё это доставляет детям огромную радость. Первое время взрослые просто наблюдают за действиями ребёнка. Помогают, если он сам просит об этом.
Очень важно подробно показать процесс сложных действий. Именно поэтому в детском саду, работающего по методике Монтессори, показ действия с новым предметом проходит медленно, с акцентами на каждой ступеньке работы. Это связано с тем, что дети от трёх до пяти лет не могут воспринимать долгое объяснение взрослого, но в состоянии наблюдать за его действиями продолжительный период времени. В процессе такого наблюдения у детей формируется собственная модель поведения с этими предметами. Поэтому очень важна точность в движениях при демонстрации предмета. Следует отметить, что в процессе свободной работы у детей наблюдается очень высокая степень самоконтроля и сосредоточенности по сравнению со взрослыми.
Упражнения детей в обыденной жизни выполняют ряд важнейших задач:
- развивают логику;
- формируют умение сравнивать, распределять и строить ряды;
- происходит тренировка координации движений;
- помогает выработке способности сконцентрировать своё внимание.
Процесс обучения ребёнка идёт в действии, в котором задействованы руки и разум. Каждое упражнение имеет свою хронологию действий. Например, перед тем, как погладить бельё, его надо постирать и высушить. Перед тем, как вытереть посуду, её необходимо помыть. Сначала мочим руки в воде, затем намыливаем их. Каждое упражнение имеет начало и конец. Например, зачем ставить красивый букет в вазу, если вокруг лежат сухие листья и обрезанные стебли? А разве можно назвать стирку платочков законченной, если их не повесили сохнуть, а в тазике осталась мыльная вода?
Упражнения такого рода активно задействуют пальцы рук, таким образом влияя на развитие мелкой моторики. Данные научно-исследовательского института физиологии детей и подростков показывают, что влияние таких упражнений обнаруживается моментально после их выполнения. Благодаря им повышается работоспособность коры головного мозга и мыслительной деятельности. Такие же выводы сделала и Мария Монтессори. Поэтому, по её методике, необходимо предоставить ребёнку максимальные возможности для совершенствования его мелкой моторики рук. Особенно это важно в период, когда существует наибольшая восприимчивость в развитии движений – от рождения до шести лет.