Самая затратная, но мало обсуждаемая из пагубных привычек – помешательство на безопасности. Мы так зациклены на плохом – вспоминаем его, представляем, избегаем, – что позволяем страху управлять нами и слишком осторожничаем.
Мы так хотим избежать одной очевидной угрозы, что не замечаем проблемы поменьше. Так мы теряем шанс на счастье и успех в любви и, как ни странно, делаем свою жизнь менее безопасной. Вспомните, как американское общество и правительство отреагировали на угон самолетов 11 сентября 2001 года. До того утра лучшей стратегией при угоне самолета была такая: пилот должен отдать управление преступнику. Предполагалось, что тот захочет безопасно приземлиться, а не убить себя вместе с пассажирами. Это стало уязвимостью, из-за которой террористы устроили крушение трех самолетов 11 сентября. Но четвертый не рухнул, потому что пассажиры постарались перехватить управление, прознав о предыдущих атаках и быстро поняв, что на новую тактику нужен новый ответ: нельзя давать угонщикам управлять самолетом. С тех пор террористы больше не рассчитывают на такую стратегию. Даже если пассажиры не станут вмешиваться, пилот может забаррикадироваться в своей кабине и игнорировать требования угонщиков. Хоть что-то положительное в катастрофе 11 сентября: новая террористическая угроза авиации уже изжила себя.
Но ужас от плохих новостей затмил умы людей. Страх новых угонов вызвал запрет на полеты всех авиалиний на два дня, подарив террористам еще одну победу пропаганды и вызвав бо́льшие экономические проблемы, чем сама атака. Когда полеты возобновились, пассажирам запретили брать на борт щипчики и ножницы, словно кто-то может угнать с их помощью самолет.
Для защиты путешественников конгресс создал раздутый бюрократический аппарат, чтобы проверять пассажиров – Администрацию Транспортной Безопасности, АТБ, которая прославится своей неэффективностью и некомпетентностью, потратив впустую более 50 миллиардов долларов за следующее десятилетие. АТБ, которую пассажиры нарекли «А тысячи бьют баклуши», постоянно доказывала, что не способна найти настоящую угрозу вроде бомбы в багаже. Ее некомпетентность эксперты авиации поняли с самого начала. Они предупреждали Конгресс в 2001 году, что централизованная бюрократия сработает хуже, чем децентрализованные системы, как в Израиле и других странах, сталкивающихся с терроризмом. Но после событий 11 сентября Конгресс так паниковал, что не мог действовать рассудительно, как и американский народ в целом.
Весь следующий год миллионы людей предпочли самолетам машины, чем создали так называемый «11 сентября. Акт 2». Вождение опаснее полетов, и результатом аэрофобии стали дополнительные 1600 смертей.