Найти тему

Перфекционизм или "синдром отличницы" - а так ли хороша безупречность, как нам кажется

Приветствую вас, мои дорогие подписчики и читатели! Тема перфекционизма сейчас часто возникает в консультировании, и я подумала, что нужно поделиться рекомендациями - как справиться с такой ситуацией, если перфекционист - вы, или ваш ребенок.

подумайте, а хорошо ли быть перфекционистом?
подумайте, а хорошо ли быть перфекционистом?

Что воспитывает в детях перфекционизм?

Нереальные цели, мышление по поговорке «пан или пропал».
Неумение насладиться своим достижением - умаление побед и страх потери результата.

Виды перфекционизма

Эго-перфекционисты – ждут нереального от себя;
Экстра-перфекционисты – устанавливают нереальные стандарты для других;
Социальные перфекционисты – считают, что другие (учитель или родители) ставят перед ними нереальные цели.

Симптомы

• Высокая чувствительность к критике;
• Проблемы с завершением работы, потому что она постоянно «слишком плоха»;
• Прокрастинация – избегание выполнения сложных заданий;
• Самокритичность, самоуверенность и ранимость;
• Очень критический подход к другим людям;
• Проблемы с принятием решений и расстановкой приоритетов;
• Упадок сил и апатия в случае ошибки;
• Высокий уровень тревоги.
• Завышенный уровень притязаний и высокая требовательность к себе.
• Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных
• Восприятие других людей как требовательных и критикующих
• Постоянное сравнивание себя с окружающими
• Оценка и планирование деятельности по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление).
• Фиксация внимания на собственных неудачах и ошибках

Вот типичные мысли и убеждения перфекционистов (подростков и взрослых):

• Работая над чем-нибудь, я не могу расслабиться, пока не доведу дело до совершенства.
• Быть лучшим – цель моей жизни.
• Люди должны все делать качественно, если они за что-то берутся.
• Если я допущу даже маленькую оплошность, окружающие мне этого не простят.
• В любом деле нужно выкладываться «по полной программе».
• Нельзя оставлять людям ни одного повода усомниться в твоем совершенстве.
• Я стараюсь не общаться с теми, кто ни к чему не стремится.
• Мне нужны материальные подтверждения своего успеха.
• Меня раздражает, когда люди допускают ошибки в простых делах.
• Я не уважаю обычных, ничем не примечательных людей.
• Люди, которых я ценю, не должны меня подводить.
• Все дела одинаково важны.
• Я постоянно работаю над собой, стремлюсь быть лучше с каждым днем, с каждым следующим заданием.
• Я расстраиваюсь, если нахожу ошибку в своей работе.

Факторы риска

Биологические факторы – обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения питания.
Влияние родителей – бесконечные похвали типа «самый…..» - значит, ошибки это плохо и надо стараться быть лучшим во что бы то ни стало.
Родители-перфекционисты – поведение родителей как ролевая модель.
Давление в школе – чтобы что-то получить – надо быть лучшим.
Желание понравиться – чтобы другие восхищались, надо быть идеальным во всем.
Низкая самооценка – он и его достижения – одно и то же. Он сам ничего не стоит, заметны лишь его действия, он видит своих ошибки и преуменьшают свои достижения.
Травма – меня не любят или не принимают обществом, если я не совершенен.

Опасности перфекционизма

Страх ошибиться мешает пробовать что-то новое.
Обязаны выглядеть совершенными - переживают неудачи в одиночестве.
Постоянная угроза депрессии, высокой тревожности и других ментальных расстройств.
Постоянный высокий уровень стресса.
Хронический эмоциональный дискомфорт,
Низкая продуктивностью деятельности
Риск психических расстройств (до суицидальных попыток).
Получение пятерки и одобрения важнее достижения цели и удовольствия от процесса и результата деятельности.
С окружающими людьми они часто предпочитают не сотрудничать, а соперничать и соревноваться.
Мало друзей.
Чувство усталости, тревоги и безнадежности, головные боли, слабость, обострение хронических заболеваний.
Тревожные и депрессивные расстройства.

Как справляться с перфекционизмом – рекомендации родителям

Хвалите чаще и не только за достижения - он хороший человек и достижения – не единственная важная вещь в жизни.
Расскажите о собственных ошибках, никто на свете не идеален, и важнее уметь справиться с неудачей.
Научите ребенка справляться со стрессом. Ошибки можно пережить - поговорить с другом, вести дневник, рисовать, то есть перевести в действия отрицательные эмоции.
Научите ребенка здоровому диалогу с самим собой. Есть и другой взгляд на себя, помимо критики. Ошибка – опыт, его надо учесть и сделать выводы.
Следите за своими ожиданиями. Надо ставить реальные и посильные задачи. И если ребенок пытается избежать достижения поставленных целей, то их, видимо, надо пересмотреть.
Научите ребенка определять, что он может контролировать, а что нет. Успех ведь не всегда зависит полностью от него, всегда будет что-то вне его контроля и влияния ( настроение, профессионализм, таланты и работу других людей).
Помогите ребенку ставить цели перед собой. И если цель быть совершенным или самым лучшим – ее нужно скорректировать
Развивайте в ребенке здоровую самооценку. Что он может сделать хорошо и при этом с удовольствием и от процесса, и от результат?

Как становятся перфекционистами

Авторитарные родители. Ребенок должен соответствовать ожиданиям мамы и папы и непременно демонстрировать высокие успехи в одобряемой ими деятельности.
Это так называемая «обусловленная любовь», вынуждающая детей ради родителей стремиться к недостижимому совершенству.
Связана с собственными нереализованными желаниями родителей и стремлением все таки реализовать свои мечты через детей: достичь то, что не смогли родители, не повторив их ошибок и не наделав своих.
Цена ошибки - разочарование и отвержение со стороны самых близких людей, поэтому дети-перфекционисты часто чувствуют себя плохими, недостойными и несовершенными.
Тревожные и контролирующие родители, желающие «дать детям самое лучшее», позаботиться об их будущем.
«Хаотичные» семьи, с нестабильными, неупорядоченными отношениями и часто происходящими негативными событиями: переездами, болезнями, разводами и другими неожиданными изменениями.
Надо же упорядочить жизнь, взять все, что можно «под контроль»: хорошая (отличная) учеба, четкий график жизни с понятными обязанностями, безупречный порядок в комнате… Так проявляется потребность безопасности и компенсируется ощущение неуверенности и беспомощности.

Когда обращаться за профессиональной помощью

Ребенок не общается ни с кем, потому что он хочет получить лучшую оценку по предмету
С ним никто не хочет дружить, потому что он рыдает каждый раз как получает не «пятерку» ребенок Не может сдать ни один проект или творческую работу, потому что они не соответствуют его понятию об идеальном.

Вот такие вот простые полезные вещи:) Пользуйтесь:)

Подписывайтесь на мой канал - и пусть у вас в жизни все будет хорошо!