42,1K подписчиков

"ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ". Вторая часть книги Геннадия Зыкова.

211 прочитали

Армейские университеты

Армейские университеты Сейчас, когда прошло много лет, я всё чаще вспоминаю свои служебные армейские «университеты».
Армейские университеты Сейчас, когда прошло много лет, я всё чаще вспоминаю свои служебные армейские «университеты».-2

Сейчас, когда прошло много лет, я всё чаще вспоминаю свои служебные армейские «университеты». Яркие эпизоды и события вспоминаются и во сне, и в минуты размышлений о сегодняшнем дне, когда я бодрствую. Многие мои обыденные поступки связаны с привычками, приобретёнными в годы службы в морских пограничных войсках, в/ч 2333, города Анапы.

Ноябрь, 1972 года, посёлок Есаульский, Челябинской области. Холодная, промозглая погода, всё чаще сыпет снежная крупа под напором настырного ветра, обжигая щёки и проникая за пазуху старенькой осенней курточки. Мутные, серые лужи уже подёрнулись первым ледком на разбитых, не ровных лесных дорогах, как бы предупреждая: «Куда тебя несёт? Сидел бы дома, возле тёплой печки…!» Но нет! Нагнувшись вперёд, к встречному ветру, крепче прижимая к себе старенькую гармошку, упорно иду к дружкам снова в гости. Ещё вчера, после «бурных» посиделок, обещал заглянуть к ним снова. Как же – такой повод! «Забирают» в армию! В кармане куртки лежит маленькая бумажка, с казённым текстом из военкомата: - ПРОШУ ЯВИТЬСЯ… . Шагать ещё три километра. Мысли роятся, сбивчивые и путанные…. Да как же холодно-то, а?! Прибавил шагу. Надо сегодня всё успеть!

Как родная меня мать провожала,

Тут и вся моя родня набежала.

Ой, куда же ты, Ванёк, ой куда ты

Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты.

Вечером, дома, с родителями и близкими друзьями прощальный вечер, сели за стол. Отец, директор детского Дома интерната, потомственный Уральский казак, прививший нам с братом любовь к труду, научивший управляться с хозяйством, косить, огородничать, смотрит на меня задумчиво, что-то вспоминая про себя. Мама раскраснелась, хлопочет на кухне, подавая не затейливые яства, успевает на ходу попеть куплет любимой песни. Справа и слева от меня сидят две симпатичные девчонки, приехавшие из далёкого уральского городка Уфалей, они учатся на хореографическом отделении культпросвет училища, где я тоже учусь уже почти год! Решил писать из армии письма им обоим, поскольку нравятся мне и та и другая. Друзья мои сидят как-то скованно и тихо, в разговоре большие паузы, не помогает даже вино. Не могу понять – что же их так смущает? Толи предстоящая разлука с товарищем, толи статус моих родителей (мама преподаватель русского языка и литературы). Только в полночь все как будто проснулись и весело бросились на улицу провожать моих подруг на поезд. Бежали всю дорогу почти бегом, запыхавшись и опаздывая! На перроне целовал обоих, втискивая их в тамбур поезда. Всё! …Утро встретило глубокими сугробами снега и крепким морозом.

В шапке ушанке, старой фуфайке и валенках с нового Копейского призывного пункта меня повели в неровном, расхлябанном строю на вокзал. Через неделю наш эшелон прибыл в Анапу.

Анапа! Зелёная трава, тепло. Очень забавно – в валенках по лужам и в шапке-ушанке…. «В колонну по четыре становись!» - громкая команда застала врасплох. «Сдать все вещи! Живее! На право!!! Бегом марш!». Баня! Побрили! Кусочек хозяйственного мыла. Торопливые обнажённые тела пацанов. Тазиков не хватает. Десять минут на помывку! Бегом к выдаче обмундирования. Запах! Понимаю – дезинфекция. Крепкий запах от выданной робы. Большая, не по росту, колючая форма… Боже, что это? Я моряк? Заглядываю в зеркало. Кто это? Ребята, с которыми познакомился в вагоне, где они? Никого не узнаю! Неподалёку громкий смех – бедолаге выдали бескозырку не по размеру, большую и одели на бритую голову, провернув. Крутится! «Вот это аэродром!» - съязвил кто-то. В руки всем сунули нитки, иголки – будем сами подгонять новую, не привычную военную форму! 11 рота мотористов. Малые катера. Это – кубрик! Это – баночка! Это – пиллерс! Это твой командир взвода, старшина второй статьи. Бессонная ночь, сон никак не приходил. Утром – подъём! Да не просто подъём, а десять раз подъём!!! Началась служба в учебном отряде…

Команда: Делай – раз! Делай – два! Делай – три! Делай – четыре! «С левой ноги шагом марш! Стой, раз, два! Кругом!» Строевая подготовка. Учебные занятия на плацу изматывали, заставляли подчиняться голосу командира, в конце концов, выправляя осанку, четкость шага, движения рук. Соревновались – у кого получается лучше! Позже я понял, что эти, не очень-то любимые, занятия воспитали и привили нам внутреннюю дисциплину, дисциплину военного человека. Я и до сих пор не люблю «расхлябанных», ленивых, не уверенных в себе людей. С большим удовольствием смотрю на парней, посвятивших себя хореографии, на их виртуозное владение телом, чёткость движений. Чёткость движения строя моряков, проходящих торжественным шагом, да ещё с песней – вызывает не поддельную гордость и восторг!

Я и не заметил, как остался служить в учебной роте на все три года. Ребята ушли служить на границах, а мне довелось встречать новых курсантов из года в год. Ротная художественная самодеятельность, досуг, строевые песни, планы учебного процесса, служба на посту и многое другое вменилось мне в обязанность. Многим мне помог и многому научил, бесконечно уважаемый мной человек, замполит роты капитан-лейтенант Дятлов! Простой и очень строгий, с юмором и матерком, располагающий к себе офицер, прошедший службу от простого матроса, до офицерского звания. «Вперёд, матрос Зыков! На баяне играть умеешь, дерзай, веди нашу роту к победам в конкурсах отрядной самодеятельности! У тебя всё получится!» И я старался! Строевые песни…, я гонял по плацу бедолаг курсантов строевым шагом с песней. «На камбуз, с места, с песней, шагом, МАРШ…!». Почти каждое воскресение мы с курсантами организовывали импровизированные концерты, разучивая шуточные миниатюры, танцуя «Яблочко», читая стихи, выходили на природу с баяном, пели песни и, конечно же, любили заниматься спортом! Разучивали вальс – обязательное умение танцевать, которого, предполагалось при последующих увольнениях в город. Если ты моряк – ты должен легко танцевать вальс! Местные девчонки всегда с нетерпением ждали объявления «Дамского вальса» на танцевальной площадке Анапы. Потом мой хор занял в конкурсе отряда первое место, и я с гордостью слушал его в заключительном концерте, поющего под духовой оркестр части, которым руководил подполковник Горшков.

Однажды, к моему изумлению, подполковник пришёл к нам в роту и попросил меня прийти в оркестр на репетицию. Первое моё исполнение «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко» под духовой оркестр близко познакомило меня с музыкантами оркестра, и, вскоре, с легендарным ансамблем «Рифы»!

«О скалы грозные дробятся с рёвом волны

И, с белой пеною крутясь, бегут назад…»

Впоследствии я принял активное участие в концертной деятельности ансамбля. Моим амплуа было исполнение патриотических песен. Не знаю, как, но даже удалось стать лауреатом Краснодарского края в конкурсе «Песня в солдатской шинели». С большой нежностью сегодня вспоминаю о солистах и музыкантах ансамбля «Рифы», участниках концертных программ того времени, это – Александр Кавин, Владимир Плаксин, Василий Тоткало, Сергей Лобанков, Андрей Косинский, Алексей Вашуркин, Витаутас Недварас, Олафс Штейнбергс, Виктор Поперняк, танцоры Сергей Ананин, Александр Ермичев и многих других!

Осенью 1975 года я демобилизовался. Подполковник Горшков привёл в этот торжественный момент весь духовой оркестр к нам в 11 роту. Было построение. «Марш славянки» разорвал душу на части! Ребята и после построения провожали меня с инструментами до КПП. Перешагнул линию, разделяющую воинскую часть 2333 и город, сел на чемоданчик и долго плакал…

Сегодня я безмерно рад своей судьбе, связавшей один из эпизодов моей жизни со службой в морских частях пограничных войск! Я рад, что принадлежу к огромному братству моряков-пограничников и до сих пор дружу с музыкантами ныне действующего и живого ансамбля «Рифы»!

После армии я закончил Челябинское культурно-просветительское училище по специальности «руководитель самодеятельного академического хора», затем Челябинскую Государственную Академию культуры и искусства по специальности «режиссёр клубных массовых мероприятий». 33 года руковожу ансамблем «Митрофановна», Заслуженным коллективом Южного Урала. До сих пор работаю в культуре. Являюсь Заслуженным работником культуры РФ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГИ ГЕННАДИЯ ЗЫКОВА "ДОРОГОЙ ДАЛЬНЕЮ" ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ И МНОГОЕ НЕ ПРОПУСТИТЕ!