Каких - то 30 лет назад распался СССР, но еще 10 лет образование никто не трогал, Не платили, правда, но и не проводили реформирование. Многие учителя ушли из профессии и стали кто кем – продавцами в магазинах обуви, челноками и владельцами палаток на рынке, многие ушли в недвижимость и стали риелторами. У кого были возможности, пристроились в органы управления. Кто-то ушел в полицию. Не в этом суть. Квалифицированные кадры вынуждены были уйти из системы образования, чтобы обеспечивать семью.
В начале нулевых наступил удобный момент для власти, чтобы объявить старую систему образования устаревшей и начать ее мощное преобразование.
Очень схематично расскажу о том, что же представляла из себя наша старая система образования.
Если максимально кратко, то система школьного образования выглядела так: Программа обучения по каждому предмету содержала определенное строго рассчитанное количество часов. Исходя из этого формировалось то количество уроков в неделю по каждому предмету, из которого составлялось расписание. По каждому предмету к каждому уроку (подчеркиваю эту мысль) существовали методические рекомендации, существовали дополнения и разъяснения к каждому учебнику, наглядные пособия. Таким образом, содержательная часть системы образования была детально проработана и обеспечена. Учитель имел все возможности качественно проводить уроки.
Существовала также строгая функция контроля со стороны государства за качеством образования. Проверяли не только знания учащихся, но и то, как педагог ведет занятия, то есть его методический, педагогический арсенал и его знания по психологии ребенка. Для этого методисты Гороно, Роно, а позднее Комитетов по образованию посещали уроки, проводили комплексные проверки школ. Кроме того, учителя с определенной периодичностью обязаны были посещать курсы повышения квалификации, где узнавали все новинки по своему предмету, а также по педагогике и психологии.
Здесь два главных момента: 1. Образование было одинаковым во всех уголках нашей страны. Оно было ГОСУДАРСТВЕННЫМ (не муниципальным, как сейчас).
И 2. Существовала СХЕМА СТАНДАРТНОГО УРОКА: 1. Организационный момент, 2. Постановка цели урока, 3. Проверка усвоения предыдущего материала, 4. Объяснение нового материала, 5. Закрепление нового, 6. Задание на дом.
Даже самый посредственный учитель, тупо ведя урок по заданной схеме, не мог не достигать вполне приличного результата обучения.
Для контроля знаний и закрепления вновь изученного материала существовала простейшая система заданий разного уровня сложности:
1-й уровень: «Повтори по образцу». Все мы решали огромное количество примеров на уроке математики, «набивали руку». Это вот как раз такие задания. Учитель объяснял какую-то формулу, и мы потом решали примеры на прямое и непосредственное применение этой формулы.
Для устных предметов – это обычный пересказ параграфа учебника.
2-й уровень: «применение знаний в новых условиях». Это, когда по математике тебе предлагалось не пример по формуле решить, а давалось условие задачи с какими-то землекопами, поездами, выезжающими из пункта А в пункт Б и ты должен был догадаться как тебе лучше применить формулу, которую ты только что изучил или понять, что в этой задаче помимо этой формулы, надо применить еще парочку, изученных ранее.
Для устных предметов – это были ответы на вопросы по изученному материалу. Они были сформулированы так, что ты не мог ответить напрямую строчками из параграфа. А должен был утрудить себя и сформулировать мысль самостоятельно, опираясь на знания по данной теме.
3-й уровень: так называемые «творческие задания». Их легче объяснить на устных предметах – это и сочинения по литературе, и Сравнительный анализ двух рек по географии. По алгебре и геометрии такие задания обычно отмечались «звездочкой» и относились к заданиям повышенной сложности. Там тоже надо было составить какое-то сложное уравнение, исходя из всех имеющихся знаний или в принципе вывести какую-то новую последовательность или формулу самостоятельно.
Ну, и, разумеется, существовал сам контроль знаний в виде Самостоятельных работ, Контрольных работ, выполнения домашних заданий. Все эти задания проверялись учителем и ученикам возвращались тетрадки с оценками. Если, предположим, какой-то ученик дома пользовался помощью старшего брата или родителей для выполнения заданий, то на контрольной работе он все равно должен был решить все сам.
Учителя с годами работы в школе приобретали такой опыт, что видели прекрасно, что творится за каждой партой: кто списывает, кто болтает, кто отвлечен и занят другими делами. Обычно, когда контроль знаний заканчивался, и педагог начинал объяснять новый материал, ученики, что называется, заслушивались. В классе устанавливалась идеальная тишина и все сидели, открыв рот. Конечно, так могли «держать класс» только очень опытные и любящие свой предмет учителя. Не всем это было дано. Но, те, кому не нравилось работать в школе, надолго в ней и не задерживались.
Кроме того, разумеется, имело огромное значение то, что на школу была возложена функция воспитания. Поэтому существовали всевозможные дополнительные виды деятельности в школе – это и конкурсы художественной самодеятельности, это дежурства по школе и по классу. Кто постарше помнят прекрасно, что мы дежурили по очереди после занятий по кабинету и не только мыли доску и подметали, но и мыли полы в кабинете. Да еще приходила классная (классный руководитель) и заставляла перемывать, если ты вымыл полы с разводами. А сборы металлолома и макулатуры? А помощь подшефному колхозу или совхозу? А «тимуровское движение»? А поздравление ветеранов? Ну, и, разумеется, совместные походы, поездки. Комсомольские и пионерские сборы и собрания.
Все вместе это создавало атмосферу школьной поры, о которой мы потом всю жизнь вспоминаем, как о незабываемом и счастливом времени. И я не помню, чтобы в наше время кто-то из моего окружения как-то особенно жаловался на притеснения и унижения в школе, что кому-то прямо вот сломали психику и сделали жизнь в школе невыносимой. Вся система школьного устройства и взаимоотношений была очень гуманная и лояльная к каждому.
Это потом наснимали фильмов и понаписали книг о каких-то жутких унижениях и мерзостях, якобы творившихся в школах. Возможно, где-то и были такие случаи, но в целом система была добрая, заботящаяся о каждом и не дающая никого в обиду.
Поэтому, выпускники той старой советской школы хорошо понимают друг друга, даже живя в разных уголках нашей страны. Мы читали одинаковые книжки в детстве, мы учили одинаковые стихи, нас учили одинаково любить свою Родину и уважать ветеранов. Вечный огонь, который был всегда в любом более или менее крупном городе, был и остается для нас святыней. Нашим ориентирами не были блогеры, снимающие «тупое» или «мерзкое» видео и делающие на этом состояние. Нас учили быть профессионалами своего дела. И было немыслимо, чтобы НЕ певица полезла бы на сцену выступать. Никто бы не стал ее «раскручивать», рассказывая, какая она трудяжка и достойна уважения. Не умеешь петь – прочь со сцены. Тоже самое относительно учителя, врача, инженера. Над всеми был строгий контроль, и непрофессионал не имел шансов.
Самое главное, что из нас трудно вышибить – это умение критически мыслить и уметь анализировать. Вспомните, я специально описала чуть выше типы заданий, на которых было построено обучение по всем предметам. САМОЕ ГЛАВНОЕ НАШЕ ОТЛИЧИЕ – НАС РАСТИЛИ ЛЮДЬМИ, СПОСОБНЫМИ к МЫШЛЕНИЮ и АНАЛИЗУ. И я вижу по комментариям к различным моим статьям, что люди, живущие в разных частях страны, независимо друг от друга приходят к аналогичным выводам по тем или иным темам, затрагиваемым мною. СПАСИБО СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. И еще очень видно, когда в комментарии забредает какой-то молодой нигилист – он и двух слов связать не может. Его высказывание как правило весьма косноязычно. Ему хочется не согласиться со мной и высказаться негативно, а получается грубо и по совей сути смешно. Причина одна - безграмотность. Зато те, кто поучился в старой школе, доходчиво и адекватно выражает свои мысли.
Так вот именно это, самое главное качество сейчас выбивают из современной молодежи, путем всевозможных инноваций учебного процесса. Будущее школы я вижу очень плачевным, если эти нововведения не остановить.
Мы уже «убиваем» образование тех школьников, кому не повезло учиться в последние 2 года, в период разгула этой непонятной болезни, специально или по недомыслию объявленной ужасной, и из-за которой наша жизнь изменилась не в лучшую сторону.
О значении всего происходящего мы узнаем, как это водится, через много лет. Когда проживаешь какую-то ситуацию, сложно в ней бывает объективно разобраться. Эмоции захлестывают. Но, когда ты успокаиваешься, и кроме того, набираешь из разных источников информацию, содержащую противоположные мнения, потом анализируешь (нас этому учили, в отличие от современных школьников), то неминуемо приходишь к верным выводам.
А сейчас наступил рай для дилетантов. Сколько наивных людей, воспитанных в той системе ценностей, что ты не можешь предлагать свои услуги, если не имеешь соответствующую профессию, «купилось» на предложения всевозможных шарлатанов и наглых бездарей, которые предлагают товар или услуги в интернете, по телевидению, да, и в принципе из всех «утюгов»?
Начать можно с певцов и певичек, которые, не являясь таковыми что-то изображают из себя на сцене. Вокруг них создается, я бы даже сказала нагнетается ажиотаж, имеющий цель только одну – выколачивание денег с простачков-зрителей.
Или сколько развелось псевдо –врачей? Псевдо - художников? Псевдо – строителей? И так далее. Продолжать можно практически по каждой профессии.
И что самое печальное, у молодежи формируется очень фрагментарное, клиповое мышление, неспособность видеть свои же ошибки и уж тем более без подсказки исправлять их. На это направлена все более и более меняющаяся в сторону упрощения и оболванивания система образования. Ни один здравомыслящий (подчеркиваю это слово) учитель не является поклонником ЕГЭ и ВПР (это новая напасть – всероссийские проверочные работы). Из-за того, что на учителей оказывается беспрецедентное давление в связи с этими новыми способами контроля знаний, педагоги вынуждены менять подготовку учащихся. В сторону отложены и заброшены все те упражнения, о которых я вам рассказывала и идет натаскивание к ЕГЭ. Как бы нас не пытались убедить, что все осталось по – прежнему, только форма проверки знаний изменилась – это ложь. К ЕГЭ можно натаскать ребенка так, что он сам предмет будет знать плохо, но ответить на вопросы данного экзамена сможет.
Я за эти свое суждение с легкостью отвечу в одной из следующих статей – расскажу, как мне пришлось один раз так поступить со своим собственным сыном.
И, еще важно, что учителей, когда они пытались возмущаться против ЕГЭ, затыкали так, что им приходилось молчать. Чиновники из комитетов образования разного уровня, проводя совещания, просто угрожали им выговорами, увольнением, лишением премии – у кого на что фантазии хватало - если те вставали и просто пытались задать вопрос о смысле подобной проверки знаний. Навязывание ЕГЭ шло жесткими, бескомпромиссными методами. Создавалось впечатление и остается сейчас, что кто-то поставил задачу срочно вырастить послушное, управляемое, тупое поколение – электорат, от которого будет требоваться только правильно голосовать на выборах и не особенно задумываться о последствиях. И что самое худшее, из подобных детей сложно вырастить профессионалов. Знания их неглубоки, мышление поверхностно. Кто далее будет изобретать, совершенствовать, делать открытия?
Я тут писала о дилетантах. Так вот они везде. Самое главное – в системе управления образованием тоже. Там окопались люди, либо совсем не имеющие педагогического опыта, либо минимальный. А уж то, что касается их знаний по возрастной психологии и способам мышления в каждой возрастной группе – это в принципе беда.
Это моя статья, вторая из серии об образовании и учителях. Первая называлась «Как учителя писали письмо в администрацию президента, или как разбиваются иллюзии». В следующих статьях я разовью мысль о том, чем же так плохо современное образование и что из него пытаются сделать