Крит – это самый греческий остров Греции. Потому что вся мифологическая база, вся классика, которая перекочевала позже к нам в литературу – она про Крит. Здесь родился Зевс. Здесь же его сын Минос правил островом, имея под рукой своего весьма странного внебрачного сына – Минотавра, который от нечего делать тусовался в лабиринте. Лабиринт кстати построил знаменитый архитектор и инженер Дедал. Сын которого – Икар, потом сконструировал крылья, которые оказались весьма не результативными и улететь далеко он на них не смог. Сюда же приплыл потом Тесей, чтобы по ниточке Ариадны спуститься в подземелье Кносского дворца и устроить разборки с Минотавром. Но только ли это мифы и легенды или под ними прячется настоящая история?
Все дело в уникальности минойской цивилизации, которую археологи нашли на острове Крит. Она имеет отдаленное отношение к Греции. В период своего расцвета - это совершенно уникальная культура, не похожая ни на что другое. И если Древняя Греция - это колыбель, младенчество современного европейского мира, то минойский Крит, можно сказать, – плод в утробе. Ее развитие и расцвет относится к 2700-1400 гг. до н.э.
Раскопки английского археолога Артура Эванса в начале ХХ века показали, что миф не так уж оторван от реальности. Останков Минотавра Эванс, конечно, не обнаружил, но он со своими сподручными отыскал на Крите роскошный Кносский дворец – огромное трехуровневое сооружение со множеством запутанных комнат и помещений (их там насчитывают более 300). Оснащение постройки - на достаточно высоком уровне: водопровод, канализация, продуманная система вентиляции – все говорит о развитом инженерном искусстве. Этот, как иногда его называют, мини-город мог показаться неискушенному греку чудом архитектурной мысли, волшебным лабиринтом.
Письменные отрывочные сведения, изображения и фрески дворца, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что культ быка в крито-минойской традиции занимал важное место. Он был, по сути, пережитком тотемизма – поклонения животному, который представлялся прародителем рода. Многочисленные фрески изображают игры с быками, ритуалы тавромахиии – прыжки через быка. Бытует мнение, что эти состязания с животными могли стать основой для более поздней традиционной корриды.
Интересно, что официальные историки утверждают: во дворце не существовало никакого лабиринта. Просто сам дворец имел довольно сложную и запутанную планировку. Тем, кто впервые попадал сюда, приходилось порядком поплутать в поисках выхода. Однако, будет совсем неправильным считать наличие лабиринта – мифом и изысканной придумкой историков. Название «Кносс» известно по древнегреческим упоминаниям главного города Крита и по на анализу римских монет, разбросанных по окрестностям мест раскопок и на большом кургане — холме, называемом Кефала. На многих из этих монет была надпись Кносс или Кноссион на лицевой стороне и изображение Минотавра или лабиринта на оборотной стороне.
Очень сильное землетрясение, с эпицентром в районе острова Санторини, в конечном итоге разрушило древний Кносс и погубило минойскую цивилизацию. И это стало достаточно веской причиной ассоциировать этот регион с историей об Атландите. Дело в том, что Минойцы сильно отличались от греков и обладали довольно прогрессивной и развитой для того времени культурой. Поэтому некоторые исследователи считают, что минойцы – это прямые потомки тех, кто жил в некогда существовавшей Атлантиде. Действительно – мысль о чем-то внеземном и невероятном приходит в голову, когда видишь этих фантастических белых грифонов в тронном зале.