Найти тему

Размышления у главного фасада: арочно-сводчатые конструкции в архитектуре Древнего Рима

Фрагмент фасада Колизея
Фрагмент фасада Колизея

Обыденное сознание зачастую приписывает культуре Древнего Рима досадную вторичность по отношению к вершинам творчества древних греков. Порой этот близорукий взгляд падает на все многообразие жизни общества древней Италии, включая и достижения архитектуры. Да, колоннады, портики, фронтоны – элементы ордерной системы, «перешагнувшие» с Балканского полуострова на Апеннинский, можно найти и на улицах древних итальянских городов. Но стоит обратиться к конструкции сооружений, как архитектура Древнего Рима приобретает свой неповторимый образ и очертания.

В основу римской архитектуры была положена полукруглая арка – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). Арка характерна для римской архитектуры, как и колонна с антаблементом – для греческой. Вот только у арки есть принципиальное отличие от стоечно-балочной конструкции, воплощенной в ордерной архитектуре Древней Греции. Дело в том, что балочное перекрытие вызывает только вертикальную реакцию опор, возникающую при передаче нагрузки.

Арка же является распорной системой, в которой вертикальная нагрузка вызывает и наклонные опорные реакции (так называемый распор – горизонтальное давление на опоры). Такой особенностью конструкция обязана криволинейному очертанию перекрытия. Говоря проще, арка под весомой тяжестью стремится расплющиться, и это «стремление» передается от перекрытия на опоры. Схематично это можно представить следующим образом:

Реакции опор арки
Реакции опор арки

Возникает вопрос: и зачем же тогда эта изогнутость линий, если можно просто перекрыть пролет балкой? Что ж, в этом стоит разобраться. Форма арки неслучайна: криволинейное очертание позволяет последовательно передавать полезную нагрузку и собственный вес верхних элементов на нижележащие. Таким образом, то, что вызывает боковой распор, одновременно и разгружает конструкцию, позволяя перекрывать значительно большие пространства. Например, арки римских мостов уже к середине I века до н. э. достигали пролета 24 м. А вот с балкой такой фокус не пройдет.

Что же делать с распором арочной конструкции? В истории строительства можно отыскать несколько вариантов нивелирования такой неприятности. Однако сейчас речь идет о конкретном историческом периоде, поэтому для погашения горизонтального распора римские арки опирались на массивные стены или укрепленные дополнительной кладкой опоры.

Теперь имеет смысл взглянуть на конкретные архитектурные примеры. Для начала обратимся к инженерным сооружениям. С освоением круговых арок в Древнем Риме самым непосредственным образом было связано мостостроение и возведение акведуков – водопроводов. Основой конструкции в обоих случаях была многократно повторенная арка, что приводило к взаимному обогащению опытом в двух этих областях строительства.

На этом архитектурные возможности использования криволинейного перекрытия не исчерпываются. От полукруглой арки берет свое начало сводчатая конструкция. Поставленные друг возле друга несколько циркульных арок одинаковой величины, образуют свод цилиндрической формы, перекрывающий внутреннее пространство здания.

Наглядный пример цилиндрического свода из тесаного камня – сохранившаяся часть постройки, так называемого, Нимфея в Ниме.

Базилика Максенция – яркий пример сводчатой бетонной конструкции. Давление массы главного свода, поднятой над боковыми сводами и состоявшей из не менее чем 3 500 м³ бетона, передавалось восьми опорным колонам. Но до наших дней памятник сохранился не полностью.

Логическим завершением сводчатой формы является купол – сферическое перекрытие. С наружной стороны выпуклость купола стягивает и завершает опорную массу стен, с внутренней – его чаша венчает и центрирует перекрытые помещения.

Пантеон представляет собой самый монументальный образец купольного здания римской эпохи. Его купол был отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Состав бетона изменялся в зависимости от высоты купола для облегчения конструкции. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая травертиновая крошка, в верхних – крошка туфа и легкой пемзы.

Арочно-сводчатые конструкции были известны еще в архитектуре Древнего Востока и Греции, но только в римской они приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства. И это легко объяснимо.

На рубеже II–III вв. до н. э. в строительной технике античности произошли глубокие изменения: появился бетон, как важнейший стеновой материал. В связи с его распространением началось широкое использование арочно-сводчатых конструкций, некоторые примеры которых уже приводились выше. К созданию бетонной техники постепенно привело применение римлянами известкового раствора в бутовой (каменной) кладке с добавлением вулканических песков – Пуццуоли, названных так по месту добычи (городу Поццуоли). Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали ему водонепроницаемость, прочность и способствовали его быстрому схватыванию.

Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной, и бетон превращался в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась.

Соединение же бетонной техники и арочно-сводчатых конструкций дало невиданные ранее возможности и оказало огромное влияние на развитие римского зодчества.

Но стоит отметить, что сводчатая конструкция из тесаного камня и бетона, а потом и кирпично-бетонная техника не свели на нет значение сухой квадровой кладки (каменной кладки из прямоугольных блоков, сложенных насухо горизонтальными рядами, с чередованием тычков и ложков), оставленной Риму в наследство от предыдущих эпох. Особенно это касалось районов Испании, Галии, а также Африки, Сирии и Малой Азии – обширных римских владений эпохи империи. Все дело в том, что римские зодчие научились извлекать архитектурные возможности из всех материалов, которыми обладал тот или иной регион, сочетая местные традиции строительных мастеров с собственным опытом и масштабностью задуманных построек.

Дарья Лощилова, библиотекарь отдела основного книгохранения

Библиография:

Архитектурные конструкции : [учеб. по специальности «Архитектура»] / Ф. А. Благовещенский, Е. Ф. Букина. – Стер. изд. – Москва : Архитектура-С, 2007. – 229, [1] с.

Всеобщая история архитектуры : [в 12 т.] / под общ. ред. Д. Е. Аркина, Н. И. Брунова, М. Я. Гинзбурга. (глав. ред.) и др. ; Акад. архитект. СССР. – Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944–1977.

Т. 2, кн. 2: Архитектура Древнего Рима. – 1948. – 432 с.

Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / гл. редкол.: Н. В. Баранов (гл. ред.) [и др. ; Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР, Науч.-исслед. ин-т теории, истории и перспектив. проблем совет. архитектуры]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Стройиздат, 1970–.

Т. 2: Архитектура античного мира : (Греция и Рим). – 1973. – 712 с.

История архитектуры : [учеб. для архит.-строит. техникумов по спец. «Архитектура»] / В. Н. Ткачев. –

Москва : Высш. шк., 1987. – 270, [1] с.

История итальянского искусства : [перевод с итальянского] / Дж. К. Арган. – Москва : Радуга, 1990.

Т. 1: Античность ; Средние века ; Раннее Возрождение. – 1990. – 318, [1] с., [48] л. ил.

Основы архитектуры / [Ф. Бэйкер и др.] ; под ред. Эмили Коул. – Москва : АРТ-РОДНИК, 2004. – 352 с.

Очерки по истории архитектуры / Николай Брунов. – Москва : Центрполиграф, 2003.

Т. 2. – 2003. – 539 с.