Найти тему
sophya lidgieva

«Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021)

Реж. Уилл Шарп

Чувственный байопик об эксцентричном художнике с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли

Картина рассказывает о британском художнике Луисе Уэйне, прославившемся изображениями милых и пушистых котов. Она затронет самые значимые моменты в жизни героя: начиная от творческих исканий, счастливых лет с любимой женщиной и заканчивая психическими расстройствами и поисками себя.

Кошки играют на музыкальных инструментах, пьют чай, рыбачат, курят и слушают оперу. В итоге за свою жизнь Луис Уэйн создал 150 тысяч работ с этими забавными животными. Однако за обманчиво жизнерадостными рисунками скрывается глубоко личная трагедия одинокого человека. Слава и признание по всему миру настигли художника еще при жизни, однако счастья, да и денег ему это не принесло. Режиссер Уилл Шарп в соавторстве с Саймоном Стивенсоном попытались пересказать эту историю чересчур линейно, с толикой юмора и большим драматизмом с прерыванием на закадровый голос Оливии Колман.

Изначально Луиса Уэйна застают в крайне стесненных обстоятельствах. В раннем возрасте он был вынужден стать единственным кормильцем в семье. После смерти отца на попечении молодого художника остались престарелая мать и младшие сестры. Герой то и дело перебивается случайными заработками, работая внештатным иллюстратором в газете, принимая частные заказы и рисуя животных на выставках. Кроме прочего, Луис слегка одержим темой электричества и желанием запатентовать свои многочисленные изобретения. Так продолжается до тех пор, пока иллюстратор не встречает будущую жену — очаровательную гувернантку Эмили, а затем и Питера — домашнего кота и главного героя его рисунков. Однако мирное счастье возлюбленных длится совсем недолго — у миссис Уэйн обнаруживают рак груди.

Вероятно, постановщика Уилла Шарпа волнует не столько исследование творчества художника и его становление, сколько желание разобраться в этой изобретательной личности. Неудивительно, что в центре фильма — в первую очередь трогательные отношения с женой. «Что там сейчас, в твоей странной голове?», — интересуется Эмили в один из тихих семейных вечеров у камина. «Я думаю о том дне, когда ты уйдешь. Мне это невыносимо представлять. Я стану безгранично одинок», — признается ей Уэйн. Кажется, что с этих минут фильм разделяется на две половины — до смерти жены и после. В противовес легкому и слегка задорному первому акту, второй обрушивает на зрителя целый ворох драматических событий. И чем больше трагедии в реальности, тем ярче краски и причудливее узоры на бумаге. В конце концов, забавные картинки с жизнелюбивыми котиками становятся безмолвными фигурами в психоделическом стиле.

«Кошачьи миры Луиса Уэйна» привлекают вовсе не именем режиссера (это первый большой проект для Уилла Шарпа), но актерским составом. Помимо Бенедикта Камбэрбетча, для которого играть одаренного социопата стало скорее правилом, нежели исключением, в картине снялись такие звезды, как Клэр Фой, Тоби Джонс и Стейси Мартен. В эпизодических сценах появились Тайка Вайтити и Ник Кейв, воплотивший на экране образ писателя Герберта Уэллса («Он изобрел целый кошачий мир!»). Однако еще более картина выделяется стилем. Сочные цвета, симметричные кадры, забавные усы, внешняя задорность и шутливый тон… Фильм, по сути, выглядит как собирательный образ: Уэса Андерсона — определенной гаммой и построением кадра, Чарли Кауфмана — безумством от лица героя и общей сказочностью Тима Бертона. В случае «Кошачьих миров...» главное — не перестараться: неспешный темп и скучная хронология от рождения до смерти скорее вынудит картину блекнуть на фоне более удачных премьер. Однако стоит ли ругать пусть и совсем не идеальную, но такую милую историю о... Чем же? В общем-то, вовсе не о трогательной привязанности к пушистикам. Как ни банально, эта история о непреходящей силе любви, о том электричестве, которое так отчаянно искал Луис Уэйн. Оно сохранилось в нем, и передается другим людям даже сегодня — через его работы.