Найти тему

Предположение о времени широко входит в наши мнения. Для одного человека учреждение, существовавшее в течение всей его сознатель

Предположение о времени широко входит в наши мнения. Для одного человека учреждение, существовавшее в течение всей его сознательной жизни, является частью постоянной обстановки Вселенной; для другого оно эфемерно. Геологическое время сильно отличается от биологического времени. Социальное время - самое сложное. Государственный деятель должен решить, следует ли рассчитывать на чрезвычайную ситуацию или на долгосрочную перспективу. Некоторые решения должны приниматься на основе того, что произойдет в ближайшие два часа; другие-на основе того, что произойдет через неделю, месяц, сезон, десятилетие, когда дети вырастут, или дети их детей. Важной частью мудрости является способность различать концепцию времени, которая должным образом относится к предмету, находящемуся в руках. Человек, который использует неправильную концепцию времени, варьируется от мечтателя, который игнорирует настоящее, до обывателя, который больше ничего не видит. Истинная шкала ценностей обладает очень острым чувством относительного времени.

Отдаленное время, прошлое и будущее, должно быть каким-то образом понято. Но, как говорит Джеймс, "в большей продолжительности у нас нет прямого"осознанного " смысла". [Сноска: Принципы психологии, Т. I, стр. 638.] Самая длинная продолжительность, которую мы сразу же ощущаем, - это то, что называется "благовидным настоящим". Это длится, по словам Титченера, около шести секунд. [Сноска: Цитируется Уорреном, Психология человека, стр. 255.] "Все впечатления за этот промежуток времени представляются нам сразу. Это позволяет нам воспринимать изменения и события, а также неподвижные объекты. Перцептивное настоящее дополняется идейным настоящим. Благодаря сочетанию восприятий с образами памяти целые дни, месяцы и даже годы прошлого объединяются в настоящее".

В этом идеационном настоящем яркость, как сказал Джеймс, пропорциональна количеству различий, которые мы в нем воспринимаем. Таким образом, отпуск, в котором нам было скучно от нечего делать, проходит медленно, пока мы в нем, но кажется очень коротким в памяти. Большая активность быстро убивает время, но в памяти его продолжительность велика. О связи между количеством, которое мы различаем, и нашей временной перспективой у Джеймса есть интересный отрывок: [Сноска: Соч. цит., т. I, стр. 639.]

"У нас есть все основания полагать, что существа, возможно, могут сильно отличаться по продолжительности, которую они интуитивно чувствуют, и по тонкости событий, которые могут ее заполнить. Фон Бер позволил себе некоторые интересные вычисления влияния таких различий на изменение аспекта природы. Предположим, что мы смогли в течение секунды отчетливо отметить 10 000 событий, а не всего 10, как сейчас; [Примечание: На движущемся изображении этот эффект превосходно создается сверхбыстрой камерой.] если бы нашей жизни было суждено провести то же количество показов, оно может быть в 1000 раз короче. Мы должны прожить меньше месяца и лично ничего не знать о смене времен года. Если мы родились зимой, мы должны верить в лето, как сейчас верим в жару каменноугольной эры. Движения органических существ были бы настолько медленными для наших чувств, что мы могли бы сделать вывод, а не увидеть. Солнце неподвижно стояло бы в небе, луна была бы почти свободна от изменений и так далее. Но теперь переверните гипотезу и предположите, что существо получает только одну 1000-ю часть ощущений, которые мы получаем в данный момент времени, и следовательно, жить в 1000 раз дольше. Зима и лето будут для него как четверть часа. Грибы и более быстро растущие растения будут возникать так быстро, что будут казаться мгновенными созданиями; однолетние кустарники будут подниматься и опускаться с земли, как беспокойные источники кипящей воды; движения животных будут так же невидимы, как для нас движения пуль и пушечных ядер; солнце будет проноситься по небу, как метеор, оставляя за собой огненный след, и т. Д.".

5

В своем Очерке истории г-н Уэллс предпринял доблестную попытку визуализировать "истинные пропорции исторического и геологического времени" [Сноска: 1 Том. II, стр. 605. См. также Джеймс Харви Робинсон, Новая история, с. 239.] В масштабе, который представляет время от Колумба до нас на три дюйма пространства, читателю пришлось бы пройти 55 футов, чтобы увидеть дату открытия пещер Альтамара, 550 футов, чтобы увидеть ранних неандертальцев, примерно милю до последнего динозавра. Более или менее точная хронология начинается только после 1000 года до н. э., и в то время "Саргон I Аккадско-Шумерской империи был отдаленным воспоминанием... более отдаленным, чем Константин Великий от современного мира.... Хаммурапи был мертв а тысячу лет… Стоунхеджу в Англии было уже тысячу лет."

Мистер Уэллс писал с определенной целью. "За короткий период в десять тысяч лет эти единицы (в которые объединились люди) выросли из небольшого семейного племени культуры раннего неолита в обширные объединенные области—обширные, но все еще слишком маленькие и частичные—настоящего времени". Г-н Уэллс надеялся, изменив временную перспективу наших нынешних проблем, изменить моральную перспективу. И все же астрономическая мера времени, геологическая, биологическая, любая телескопическая мера, которая минимизирует настоящее, не "более верна", чем микроскопическая. Симеон Струнский прав, когда настаивает на том, что "если мистер Уэллс думает о своем подзаголовке "Вероятное будущее человечества", он имеет право попросить любое количество столетий, чтобы выработать свое решение. Если он думает о спасении этой западной цивилизации, пошатнувшейся под воздействием Великой войны, он должен думать десятилетиями и десятками лет". [Сноска: В обзоре "Спасение цивилизации", Литературное обозрение "Нью-Йорк Ивнинг Пост", 18 июня 1921 г., стр. 5.] Все зависит от практической цели, для которой вы принимаете эту меру. Бывают ситуации, когда временную перспективу необходимо удлинить, и другие, когда ее необходимо сократить.

Человек, который говорит, что не имеет значения, умрут ли 15 000 000 китайцев от голода, потому что через два поколения рождаемость восполнит потери, использовал временную перспективу, чтобы оправдать свою инертность. Человек, который нищенствует над здоровым молодым человеком, потому что он сентиментально чрезмерно впечатлен насущными трудностями, потерял из виду продолжительность жизни нищего. Люди, которые ради немедленного мира готовы откупиться от агрессивной империи, потакая ее аппетитам, позволили благовидному подарку помешать миру их детей. Люди, которые не будут терпеливы с беспокойным соседом, который хочет довести все до "выяснения отношений", не меньше жертв благовидного подарка.

6

Почти в каждую социальную проблему входит правильный расчет времени. Предположим, например, что речь идет о древесине. Некоторые деревья растут быстрее, чем другие. Тогда разумная лесная политика-это такая политика, при которой количество вырубок каждого вида и каждого возраста в каждом сезоне компенсируется за счет пересадки. В той мере, в какой этот расчет верен, достигнута самая истинная экономия. Сокращать меньше-это отходы, а сокращать больше-это эксплуатация. Но может возникнуть чрезвычайная ситуация, скажем, необходимость в самолетах во время войны, когда необходимо превысить годовое пособие. Бдительное правительство признает это и будет рассматривать восстановление баланса как ответственность за будущее.