Найти в Дзене
Black Caviar Games

Кто такой ASO-менеджер?

Геймдизайнер, сценарист, аниматор - скорее всего, эти профессии первыми приходят в голову, когда вы слышите “геймдев”. Может быть, к ним добавляются тестировщик, комьюнити-менеджер и нарративный дизайнер. Однако есть и другие важные профессии - их представители встречаются не только в нашей сфере и очень ей необходимы.

В прошлый раз мы рассказали о проджект-менеджере, а сегодня у нас в фокусе ASO-специалист (или ASO-менеджер) - человек, нужный любой компании, разрабатывающей приложения для мобильных устройств.

Чем занимается специалист по ASO?

ASO (App Store Optimization) - это улучшение видимости страниц приложений в магазинах (App Store, Google Play и других). Это одно из направлений маркетинга, продвижения готового продукта. Разработать достойный проект мало, ему нужно помочь найти своего пользователя. Сейчас в магазинах около 5 миллионов приложений, а новые появляются каждый день. Конкуренция жесточайшая, и если студия просто бросит свой продукт на произвол судьбы, успеха можно не ждать.

Цель в том, чтобы игру чаще видели в магазинах и скачивали. Для этого ASO-специалист:

1) Оптимизирует ключевые слова и коэффициент конверсии в магазинах

2) Разрабатывает и тестирует метаданные и креативные концепции для страницы приложения (описание, иконка, скриншоты, видео)

3) Анализирует связанные с ASO показатели и совершенствует стратегии продвижения

4) Работает над созданием новых ресурсов и локализаций с отделом маркетинга и внешними партнерами
5) Следит за
мировыми рейтингами и фичерингами

6) Изучает игры других студий, следит за развитием их стратегий
7) Адаптирует
метаданные и креативы с учетом особенностей рынков разных регионов и стран

Как видите, это непростая работа - специалисту приходится разбираться в большом количестве “узких” вопросов, постоянно держать “ушки на макушке” и взаимодействовать с другими подразделениями. Он должен уметь убеждать коллег (например, художников, которые не очень хотят переделывать иконку) и объяснять им маркетинговый контекст их работы.

Чем различаются ASO и SEO?

Наверняка при чтении предыдущего раздела у многих возникла мысль “Это похоже на SEO!”. Действительно, сходства есть. Search Engine Optimization - тоже направление маркетинга и оно также направлено на поисковую оптимизацию. Однако SEO используется для повышения позиций сайтов в выдаче, а ASO, как вы уже знаете, - для приложений в магазинах. В рамках обоих направлений специалисты применяют ключевые слова, но в ASO также важны графические метаданные (скриншоты, видео и т.д.).

SEO-специалист работает с сайтом в целом, тестирует его юзабилити, проводит внешнюю и внутреннюю оптимизацию. Рабочая среда ASO-менеджера - это только страница приложения в магазине: заголовки, поля для ключевых слов, описания и т.д.

У сайтов и приложений отличаются факторы ранжирования - параметры, по которым поисковые системы определяют позицию в поисковой выдаче. Для первых это ключевые слова в метатегах, скорость загрузки, уникальность контента, общий трафик. Для вторых - заголовок, описание, локализация, встроенные покупки и т.д.

Какие навыки нужны?

Начнем с “твердых” скиллов. Прежде всего понадобится умение работать со специализированными сервисами и платформами - например, App Follow (мониторинг данных, рейтингов, отзывов и органических установок), AppstoreSpy for Play Store (количество установок, категория игры), Cloud Natural Language (анализ эмоционального восприятия текста) и т.д. Пригодятся навыки разработки документации и понимание работы отделов, с которыми нужно взаимодействовать.

Не забываем о soft skills: хороший ASO-специалист - это командный игрок, поэтому коммуникабельность, умение работать в коллективе и стрессоустойчивость не будут лишними. Аккуратность и внимательность тоже: “асошник” - тонкий и дотошный аналитик, которому важно видеть мельчайшие детали и нюансы.

Как прийти в ASO?

Ответ такой же, как и для многих других айти-профессий - учиться, учиться, и еще раз учиться. Есть курсы (Asodesk Academy, App Store Optimization на devtodev и т.д.), но без практики и опыта их будет недостаточно для трудоустройства. Поскольку направление достаточно молодое, ресурсов для обучения не так много.

Полезную информацию можно найти в профильных чатах в Telegram (ASO приветы, ASO stack) и блогах (App Follow, Store Maven, ASO Stack).

Вместо итога:

ASO - молодое и активно развивающееся направление, которое будет привлекать все больше талантливых специалистов. Разработчики приложений очень нуждаются в тех, кто займется поисковой оптимизацией их продуктов в условиях жесткой конкуренции. ASO чем-то похоже на SEO, но второе направлено на продвижение сайтов, а не приложений.