22,4K подписчиков

Ядреные спагетти-вестерны, очень разные боевики и плохие комедии: выборочный обзор фильмографии Энцо Дж. Кастеллари

1,1K прочитали

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется. Во-первых, он не снимал джалло; во-вторых, крайне неудачно поработал в комедии; в-третьих, он единственный живой и здравствующий классик спагетти-вестерна. Более того, он не только жив, но и вот уже в течение нескольких лет грозится тряхнуть стариной и снять продолжение своего главного (и единственного) шедевра "Кеомы". Правда, шансов на то, что ему удастся найти финансирование на проект было немного и в доковидном мире, а сейчас предприятие выглядит сосем фантастическим.

Сказанное выше, а начал я со слабых сторон режиссера, совсем не говорит, что Кастеллари - плохой режиссер. Просто его таланты кардинальным образом отличается от талантов Фульчи или Ардженто. Режиссер всегда был хорош в двух вещах: он умел ставить зрелищные экшн-сцены в условиях ограниченного бюджета; умел собирать сценарии фильмов из разнородных элементов. Лучшие фильмы Кастеллари ("Большой рэкет", "Джонни Гамлет", "Бесславные ублюдки") выглядят странно в рамках своих жанров. Они нарушают внутренние жанровые правила, умудряясь быть одновременно развлекательным и уникальным кино. Причем обвинить Кастеллари в артхаусности не получится при всем желании. Не возникает ни секунды сомнения, что целью режиссера является только развлечь широкого зрителя, но использует он для этого не самые очевидные средства.

За свою режиссерскую карьеру Кастеллари снял 32 полнометражных игровых фильмов, 3 минисериала и 2 телефильма. Из них довелось посмотреть 20 фильмов и 1 минисериал. О них и пойдет речь ниже.

Джанго, эта пуля для тебя! (Pochi dollari per Django), 1966

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.

Режиссерский дебют Кастеллари. снятый совместно с более опытным Леоном Климовским, представляет собой заурядный спагетти-вестерн эпохи становления жанра. По факту, очередное безыдейное подражание "Джанго". Только для фанатов жанра.

Иди... убей и вернись (Vado... l'ammazzo e torno), 1967

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-2

Спагетти-вестерн о трех бандитах, ищущих золото. Нормальная ремесленная работа. Только для фанатов жанра.

Убей их всех и вернись... один (Ammazzali tutti e torna solo), 1968

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-3

Четвертый спагетти-вестерн Кастеллари трудно назвать хорошим фильмом, но это уже настоящая авторская работа, в которой заметен яркий почерк Кастеллари. "Убей их всех и вернись... один" - это вестерн-вариация на тему "Грязной дюжины". Антигерой-конфедерат набирает команду из темных личностей, чтобы украсть у северян золото. Понятно, что фирменное слоу-мо в экшн-сценах режиссер позаимствовал у Сэма Пекинпа, но местами в его фильмах проглядывает чистый Зак Снайдер.

Джонни Гамлет (Quella sporca storia nel west), 1968

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-4

А вот это без шуток крутой спагетти-вестерн. Может быть не настолько, как "Кеома", но дух будущего шедевра в фильме уже проглядывает. Как несложно понять по названию (не оригинальному. но всё же), это пересказ "Гамлета" в формате спагетти-вестерна. Кино странное, но органическое и в своем роде обаятельное. В начале многие режиссерские решение режут глаз, но ближе к финалу задаешься вопросом: "почему никто кроме Энцо не додумался снимать спагетти именно так?". Странное, но при этом на 100% жанровое кино без крена в хоррор или сюрреализм.

Три слова, потрясшие Запад — пришел, увидел, пристрелил (I tre che sconvolsero il West (Vado, vedo e sparo), 1968

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-5

Шестой фильм Кастеллари и шестой вестерн в его карьере. Проходная работа, пытающаяся копировать находки Леоне из "Хорошего, плохого, злого", но безрезультатно. Впрочем, все лучшие снятые не Леоне италовестерны шли своим путём, не пытаясь напоминать работы мастера.

Холодные глаза страха (Gli occhi freddi della paura), 1971

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-6

Единственная и безуспешная попытка Кастеллари снять что-то похожее на джалло. Хотя если попытаться определить жанровую принадлежность фильма, то это home invasion триллер. Будем честными, откровенно слабый. Не плохой, а именно см лабый.

Дикий запад (Tedeum), 1972

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-7

Отвратительный комедийный спагетти-вестерн №1. От просмотра лучше воздержаться. Комедии Кастеларри снимать определенно не умел.

Закон улиц (Il cittadino si ribella), 1974

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-8

Двенадцатый фильм режиссера - отличный еврокрайм, выгодно выделяющийся на фоне многих итальянских криминальных экшнов. Очевидно, что вдохновлялся режиссер вышедшей в том же году "Жаждой смерти" с Бронсоном, но в некоторых аспектах подражание даже превзошло оригинал. Здесь значительно более интересный сценарий, лучше поставленные экшн-сцены (это Кастеллари всегда умел), а также совсем иной, чем в фильме Майкла Уиннера моральный посыл. Хотя без "Жажды смерти" этот фильм вряд ли бы существовал.

Кольт из луковицы (Cipolla Colt), 1975

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-9

Отвратительный комедийный спагетти-вестерн №2. От просмотра лучше воздержаться. Комедии Кастеларри снимать определенно не умел.

Большой рэкет (Il grande racket), 1976

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-10

Возвращение в еврокрайм и еще один безусловно удачный фильм Кастеллари в этом жанре. Здесь режиссер откровенно плюёт на драматическую составляющую и акцентируется вместо этого на эксплуатационных элементах и постановке экшна. Сценарий откровенно смехотворный (даже для боевика что-то многовато сюжетных допущений), но смотрится бодро. А финальная перестрелка так и вообще одна из самых зрелищных в боевиках 70-х.

Кеома (Keoma), 1976

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-11

Единственный шедевр в карьере Кастеллари, один из самых странных, притягательных и незабываемых спагетти-вестернов в истории жанра. Один из тех фильмов, благодаря которым я заинтересовался итальянским жанровым кино, и косвенно одна из причин, по которой вообще существует проект "Справочник кинопижона". Далеко не единственная, но тем не менее. Кастеллари, уже адаптировавший Шекспира под Дикий Запад, замахнулся в этот раз на Новый Завет. Главный герой - практически святой, кардинально отличающийся от типовых антигероев спагетти-вестернов хотя бы визуально: выглядит он как бомж. Городок на Диком Западе воспринимается больше не реальным местом, а каким-то чистилищем, сюжет развивается по законам не палп-фикшна, а символистско-религиозного произведения: в финале главного героя даже распнут. Но дело не в том, что сделал Кастеллари, а в том как он это снял. В "Кеоме" есть и пробирающая тоскливая атмосфера, и отлично снятые перестрелки, и не раздражающее слоу-мо, и точно подобранный актерский состав (хотя персонажей стоит воспринимать не как людей, а больше как функции) и музыкальный комментарий к происходящему. Вместо греческого хора сюжет фильма пересказывают фолк-исполнители Sybil and Guy. Причем мелодия одна, но текст каждый раз отличается и комментирует конкретную сцену фильма.

Улица наркотиков (La via della droga), 1977

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-12

Если "Закон улиц" и "Большой рэкет" - одни из лучших еврокраймов, то "Улица наркотиков" - еврокрайм самый обычный. Экшн опять снят на очень приличном уровне, но всё остальное слишком клишировано. Вероятно. если бы кино снял не Кастеллари, оно могло даже понравиться, но после предыдущих двух еврокраймов как-то разочаровывает.

Бесславные ублюдки (Quel maledetto treno blindato), 1978

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-13

Макаронный военный боевик, причем один из лучших в своем жанре, вдохновивший гораздо более известный фильм. Сюжет фильма Кастеллари гораздо более прямолинейный, но в чем-то даже более забористый, чем версия Квентина. Американские военнослужие-уголовники в конце Второй Мировой, помимо своих первоначальных намерений сбежать в нейтральную Швейцарию, выполняют диверсионную миссию по уничтожению немецкой ракетной базы. Очень круто снятый, хоть и очевидно бюджетный экшн.

День Кобры (Il giorno del Cobra), 1980

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-14

Еще один еврокрайм, но снятый в спокойном и размеренном стиле. В этот раз Кастеллари взял за основу классический голливудский круто сваренный нуар и просто перенес его действие в Италию 80-х. Получилось на удивление неплохо.

1990: Воины Бронкса (1990: I guerrieri del Bronx), 1982

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-15

В начале 80-х Кастеллари снимает постапокалиптическую трилогию, эксплуатирующую успех одновременно "Безумного Макса" и "Побега из Нью-Йорка". От первого здесь банды на мотоциклах, от второго - идея Нью-Йорка, ставшего бандитским государством. Если говорить непосредственно об этом фильме, то сценарий процентов на 70 позаимствован у кино Карпентера. Особенно доставляют имена героев: Хаммер, Трэш и Огр. Особенно запоминается последний, что неудивительно, так как играет его Фред Уильямсон.

Побег из Бронкса (Fuga dal Bronx), 1983

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-16

Третий постапокалиптический боевик Кастеллари и непосредственное продолжение "Воинов Бронкса". Второй фильм был самостоятельной историей, и его не смотрел. Сиквел оказался слабее оригинала, хотя для любителей недорого постапокалиптического нон-стоп экшна может стать настоящим подарком.

Лазерный выстрел (Colpi di luce), 1985

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-17

К середине 80-х, как и многие итальянские жанровые режиссеры 60-х и 70-х, Кастеллари скатился в абсолютный трэш. В принципе эксплуатационному кино можно простить многое, если в нем есть, то что ради чего его смотрят. Но в "Лазерном выстреле" нет даже фирменного экшна Кастеллари. Точнее он есть, но это уровень фильмов Джалала Мерхи.

Головорез (Striker), 1988

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-18

Еще один фильм режиссера, который лучше пропустить. Это боевик с Фрэнком Загарино. В фильмографии Загарино есть фильмы и лучше. Данное обстоятельство говорит само за себя.

Синдбад: Легенда семи морей (Sinbad of the Seven Seas), 1989

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-19

Фильм, снятый на волне популярности Лу Ферриньо и жанра фэнтези в 80-х. Это четвертый фильм условного цикла о Синдбаде, начатого еще в 1958-м году. На фоне двух упоминавшихся выше "работ" Кастеллари выглядит не так уж плохо, представляя собой симпатичное трэш-фэнтези, не более.

Джонатан — друг медведей (Jonathan degli orsi), 1994

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-20

В 91-м и 92-м году Кастеллари объединяет своим усилия с Бадом Спенсером и снимает для телевидения сериал Extralarge. Не совсем сериал в привычном понимании этого слова. Скорее несколько полнометражных игровых фильмов, объединенных одним героем. Что-то вроде "Коломбо" или "Пуаро", но с акцентом на экшн. После этого он внезапно возвращается в спагетти-вестерн и делает это одним из самых необычных способов - снимает его в России. "Джонатан - друг медведей" - фильм, который трудно поставить в один ряд с "Джонни Гамлетом" или "Кеомой", но в своем роде кино уникальное и незабываемое.

Пустыня в огне (Il deserto di fuoco), 1997

Давно не делал обзоров фильмографий классиков итальянского эксплуатационного кино. Исправляюсь. На очереди Энцо Дж. Кастеллари. Среди коллег по цеху Кастеллари заметно выделяется.-21

Последняя относительно крупная работа Кастеллари представляет собой минисериал, собравший весь цвет итальянского кино. Снялись в фильме буквально все ключевые актеры 70-х, от Фабио Тести, Франко Неро и Джулианно Джеммы до Вирны Лизи и Клаудии Кардинале. Единственный минус, снята "Пустыня в огне" очевидно для женской аудитории. Это конечно не мыльная опера, но движение именно в этом направлении.