Езиды — жизнь там, где светит Солнце

1,1K прочитали

Езиды — многочисленная ближневосточная этнорелигиозная группа, широко представленная в Грузии и Армении. Именно оттуда в 1988 году в Краснодарский край приехали первые езидские семьи, осевшие в нескольких населённых пунктах. Подобно родственным им курдам, езиды говорят на языке курманджи. Представителей старших поколений, переехавшие на Кубань из Закавказья, владеют грузинским и армянским языками.

Езиды проживают компактными группами в нескольких кубанских станицах (Азовская, Мартанская, Динская и др.) — в одной только Азовской насчитывается 40 езидских семей. Часть езидов проживает в Краснодаре, Новороссийске, Кропоткине и Белореченске. Ввиду того, что фамилий в нашем понимании у езидов в досоветское время не существовало, с приходом большевиков и началом паспортизации фамилии всё-таки появились. Они образовывались по следующему нехитрому принципу: у езида спрашивали имя его отца или деда и прибавляли к нему окончание -ов, -ев в (Грузии) или -ян в Армении. Однако езиды не придают фамилиям никакого значения — для них важно непосредственное происхождение человека.

Занимательный факт: у езидов не принято здороваться за руку — при встрече они предпочитают обниматься. Разумеется, что ввиду постоянного контакта с представителями других культур и народов езиды переняли традицию рукопожатий, но между собой практикуют её не практикуют.

Езидское общество кастовое и делится шехов, пиров и мридов. Шехи и пиры — езидские священнослужители с разными функциями, в то время как мриды — паства. Езидские касты имеют сложную внутреннюю структуру. Браки между представителями разных каст не допускаются, как и браки с представителями других народов и религий.

Езиды — многочисленная ближневосточная этнорелигиозная группа, широко представленная в Грузии и Армении.

Езиды исповедуют монотеистическую религию шарфадин, декларирующую существование Бога-Творца и сотворённых им в разные дни недели семи ангелов, верховным из которых является «воскресный» ангел Тавуси Малак. Религия эта сугубо езидская, её невозможно принять. Езиды сторонятся насилия, ввиду чего значительная их часть была вытеснена с Ближнего Востока. О миролюбивых нравах этого народа свидетельствует и одна из шарфадинских молитв, в которой езиды просят Бога даровать мир «семидесяти народам, а потом нам». Число народов совпадает с числом геноцидов, которые, как считают езиды, пришлось пережить их народу.

Благо что кубанские езиды живут под мирным небом. Численность езидского населения Кубани после миграций 1988-1991 гг. составила, по некоторым данным, пять с половиной тысяч человек. В 2002 году езидов в крае стало меньше — всего 4441 человек. Демографический спад в начале нулевых можно объяснить теми сложностями, с которыми езидам пришлось столкнуться на начальных этапах своего переселения. Уже в 2010 году численность езидов возросла и достигла 5023 человек. Сколько их проживает в крае на данный момент в крае — покажет текущая Всероссийская перепись населения.

Обо всём этом нам поведали уважаемые Шалико (ст-ца Азовская) и Эмиль (ст-ца Динская).

Автор статьи: студент Школы Межэтнической журналистики, Краснодар, Рамазан Урусов