Найти тему

Сара Копиа Суллам: как поэтесса из еврейской общины переписывалась с монахом-католиком

Сара родилась в богатой еврейской общине в Венеции приблизительно в 1590 или 1592 году. Венеция в то время была одним из немногих мест, где сыновьям Израиля жилось относительно спокойно – у них был свой квартал под названием гетто Ново, где располагались магазинчики, синагоги и жилые дома. Семья Сара была очень богата и влиятельна. Отец Рикка (или Ривка) и мать Симона имели трех дочерей, которым дали прекрасное образование. Сара была знакома с еврейской и итальянской культурой и владела несколькими языками, такими как иврит, итальянский, испанский, греческий и латынь. Ещё в юности она начала писать поэмы, пела и аккомпанировала себе на лире.

"Портрет еврейской женщины", Бартоломео Венето,  около 1500 год. Картина хранится в коллекции Ка-Пезаро, Венеция.
"Портрет еврейской женщины", Бартоломео Венето, около 1500 год. Картина хранится в коллекции Ка-Пезаро, Венеция.

Около 1613 года Сара вышла замуж за Джакоббе Суллама, известного в еврейской общине предпринимателя и банкира. Несмотря на отсутствие детей (единственная дочь умерла в возрасте 10 месяцев) в семье, вероятно, царили гармония и взаимопонимание. Отец Сары писал, что «его дочери имеют мужей по своему вкусу, пока те честные, порядочные и благородные» (спорное утверждение, поскольку, по слухам, одна из сестер Сары была ослеплена своим мужем за поиски любовника). Сара имела определенную финансовую независимость – отец и мать обеспечили её имуществом, которым она могла свободно распоряжаться пока исповедует иудаизм.

Возможный портер Сары Копиа Суллам, неизвестный автор.
Возможный портер Сары Копиа Суллам, неизвестный автор.

Джакоббо не запрещал Саре заниматься писательством и даже в каком-то смысле поддерживал её начинания – дом Сулламов всегда был открыт для творческой элиты того времени. Литературный салон Сары или академию, как их ещё тогда называли, посещали выдающиеся гости - как иудеи, так и христиане. На встречах разбирали современную литературу, читали стихи и вели споры. Хозяйка салона Сара была прекрасным собеседником и очень красивой женщиной.

В мае 1618 года Сара Суллам прочитала героическую пьесу о библейской героине Эстер (Эсфирь) генуэзского монаха и поэта Ансальдо Чебы. Сара была настолько восхищена произведением христианского писателя о смелой еврейской женщине, что написала Чебе письмо, в котором восхищалась его Эстер и признавалась, что никак не могла расстаться с книгой, держа её у своей подушки. Вероятно, это было некоторым преувеличением, однако Чеба был польщен, и между ними завязалась переписка. Больной и старый (на 30 лет старше Сары) Чеба увидел в этой юной образованной женщине своеобразный «трофей» и сделал своей миссией обратить Сару в христианство.

"Царица Эсфирь", Эдвин Лонгсден Лонг, 1878 год. Картина хранится в Национальной галерее Виктории, Мельбурн.
"Царица Эсфирь", Эдвин Лонгсден Лонг, 1878 год. Картина хранится в Национальной галерее Виктории, Мельбурн.

Несмотря на то, что Ансальдо был монах, а Сара – замужней женщиной, местами их беседа приобретает очень интимный характер. Ансальдо делал ей комплименты и прислал в подарок фрукты и книги, а Сара в ответ – еврейскую закуску из икры, боттаргу, и свой портрет. Чеба писал, что «Coppia» в её имени означает «пара», которой могли бы быть они на Небесах. Сара парировала: «Если Вам так важно воссоединение после смерти, то почему бы Вам не перейти в иудаизм?» Однако теперь от греха подальше начала писала своё имя с одной «p» – «Copia». Чеба не оставлял попыток, а она всячески увиливала – согласилась прочитать Новый Завет и разрешила Ансальдо молиться за её обращение в христианство, но так и не изменила своей вере.

Портерт Ансальдо Чебы из книги "Le glorie degli Incogniti", 1647 год.
Портерт Ансальдо Чебы из книги "Le glorie degli Incogniti", 1647 год.

Эти двое никогда не виделись в реальной жизни, хотя Сара и приглашала Чебу посетить её дом. Частично их переписка стала доступна широкой публике – некоторые выдержки из писем Чебы к Саре, например, сонеты, зачитывались в её салоне. Чеба же в свою очередь завещал своему другу опубликовать 53 письма Саре, что тот и сделала после смерти Ансальдо. Суллам была в курсе этого и деликатно попросила не обнародовать одно из писем – возможно, в нём содержались нелицеприятные или же провокационные сведения, которые могли погубить репутацию одного из корреспондентов.

А причины для беспокойства были. Дело в том, что постоянный гость литературного салона Сары священник Бальдассаре Бонифачо опубликовал свой трактат «Immortalita dell'anima out» («О бессмертии души»), в котором обвинил Сару Суллим в ереси. Якобы она неоднократно высказывала мнение о смертности человеческой души. Страшное заявление как для иудея, так и для христианина, ведь в те времена бушевала инквизиция и любое иныкомыслие было под запретом. Сара сразу же нанесла ответный удар – выпустила гневный манифест в свою защиту, в котором яростно отбивалась от Бонифачо, цитируя Ветхий и Новый Завет, а также Аристотеля, Иосифа Флавия и Данте.

Титульный лист манифеста Сары Копиа Суллам "Nelquale è da lei riprovate, e detestata l’opinione negante l’Immortalità dell’Anima, falsemente attribuitale da SIG. BALDASSARE BONIFACIO".
Титульный лист манифеста Сары Копиа Суллам "Nelquale è da lei riprovate, e detestata l’opinione negante l’Immortalità dell’Anima, falsemente attribuitale da SIG. BALDASSARE BONIFACIO".

В ответ Бонифачо заявил, что Сара не могла написать такой замечательный текст (ну да, она же женщина) и, вероятно, прибегла к помощи своих друзей, раввина Леоне да Модена или священника Нумудио Палуцци. Несмотря на это манифест был напечатан в трех изданиях и снискал популярность читателей. Копию Манифеста Сара отправила Чебе, однако тот ответил ей лишь через семь месяцев, не выразил поддержки и сочувствия и вообще сказал не участвовать в «войне против мужчин», а также ещё раз попробовал убедить её покреститься. После этого переписка между ними оборвалась.

Сара практически не получала никакой поддержки от своих друзей и знакомых по литературному салону, а спустя четыре года они ещё раз воткнут в её спину нож. Сведения разнятся, но считается, что Нумидио Палуцци, которого Сара наняла в качества редактора своих произведений на итальянском и которого финансово поддерживала, вместе с Алессандро Берарделли осуществили серию гнусных краж из её дома. Эти двое долгое время водили Сару за нос, но как только она поняла, в чем дело, то незамедлительно пожаловалась Синьори-делла-Нотте (господам ночи) – специальным магистратам Венеции, отвечающим за порядок и безопасность. В результате Берарделли был арестован, а Палуцци незамедлительно прекратил получать выплаты. Негодяи продолжили очернять имя Сары, обвиняя её в плагиате и бездарности.

"Господа ночи во время их ночных расследований", Джианфранко Мунеротто, Венеция, 2017 год.
"Господа ночи во время их ночных расследований", Джианфранко Мунеротто, Венеция, 2017 год.

С тех пор Сара Суллам перестала публиковать свои произведения и сосредоточилась на благотворительности. Она умерла в 1641 году в результате непродолжительной болезни и была похоронена на еврейском кладбище на венецианском острове Лидо. Общепринято считать, что эпитафия на её надгробии принадлежит единственному верному другу в её жизни – раввину Леоне де Модена.

Спасибо, что были с нами! Нашли ошибку в тексте? Напишите нам! Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии - вам несложно, а нам приятно!