Как Гейдар Алиев забивал «золотой костыль» в шпалу на разъезде Балбухта. 1984 год

368 прочитали
Советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Дважды Герой Социалистического Труда (1979, 1983). Фото из открытых источников
Советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Дважды Герой Социалистического Труда (1979, 1983). Фото из открытых источников

Осенью 1984 года на разъезде Балбухта (бывшая Читинская область) бригады путеукладчиков Ивана Варшавского и Александра Бондаря, двигавшихся навстречу друг другу, состыковали свои участки Западного БАМа. 01 октября здесь было уложено "золотое звено", символизирующее окончание строительства великого железнодорожного пути. А "золотой костыль" в шпалу Байкало-Амурской магистрали забил член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета министров СССР, выдающийся государственный и общественный деятель Гейдар АЛИЕВ. БАМ всегда был стратегически важным объектом Советского Союза, сопоставимый разве что с орбитальной космической станцией "МИР". Вместе со стройкой рождались новые людские судьбы и семьи, строились новые города и станции на просторах Забайкалья и Сибири. Колоссальный энтузиазм того времени привёл создал движение молодых бамовских строителей: «Я - хозяин стройки». Смысл его заключался в воспитании у молодежи чувства ответственности не только к делам великой стройки, но и всей страны.

В июне 1984 года путеукладчик ударной бригады монтёров пути Александра Бондаря устремился к Витиму. На строящуюся трассу прилетела правительственная комиссия, которую возглавлял Гейдар Гейдарович Алиев. Два правительственных вертолета МИ-8 совершили посадку прямо на отсыпанное земляное полотно недалеко от путеукладчика. Перед этим комиссия побывала в Северобайкальске и Северомуйске на строительстве многокилометрового горного тоннеля. Более подробно об этом читайте на моём канале в статье «Самый сложный объект БАМа - Северомуйский тоннель». Гейдара Алиева сопровождали министр путей сообщения СССР Николай Конарев, министр транспортного строительства СССР Иван Соснов, начальник ГлавБАМстроя Константин Мохортов и другие руководители стройки. Александр Бондарь и его героическая бригада с удовольствием показали членам комиссии, как работает путеукладочный комплекс, а потом неожиданно для всех бригадир снял свои верхонки и передал их Гейдару Алиеву.

Правительственная комиссия на строящемся БАМе. Фото из открытых источников
Правительственная комиссия на строящемся БАМе. Фото из открытых источников
Гейдар Алиев и Константин Мохортов во время поездки по БАМу. Фото из открытых источников
Гейдар Алиев и Константин Мохортов во время поездки по БАМу. Фото из открытых источников

- Ну что, Гейдар Алиевич, сможете забить костыль?

В руках высокого гостя оказался ручной костыльный молоток путеукладчиков БАМа.

- Какое тяжелое кайло! - произнёс удивлённый Алиев, разглядывая в своих руках невиданный ранее инструмент.

Все заулыбались, переживая о том, чтобы он не испачкал свой дорогой светлый костюм. Гейдар Алиев не спеша, основательно и размеренно, стал забивать костыль в шпалу, а потом, широко улыбаясь, стал благодарить монтёров за предоставленную возможность поучаствовать в строительстве БАМа. Также в шутливой форме все члены комиссии поздравили его с успешным дебютом на главной стройке Советского Союза и вручили на добрую память деревянную фигурку озорного бамовца, забивающего костыль.

Азербайджанские проектировщики и строители подарили БАМу два красивых по архитектуре и удобных по благоустройству посёлка, вокзальные комплексы. Участие азербайджанцев в создании необходимой инфраструктуры БАМа не ограничивалось возведением только производственных и социальных объектов, а также жилья силами командированных сюда строительных бригад. Деятельность азербайджанцев охватывала весь комплекс - от разработки генплана и его воплощения в жизнь до обеспечения строительства всеми необходимыми средствами и материалами. На БАМе сегодня есть красивая и современная станция Ангоя с одноимённым благоустроенным посёлком, где создано всё необходимое для нормальной жизни людей, главным образом - железнодорожников. 18 июля 2008 года этой станции уже не существующей Байкало-Амурской магистрали (на 1181-м километре БАМа) было присвоено имя выдающегося деятеля СССР, общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Присвоение имени Гейдара Алиева вокзалу Ангои, - это не только дань уважения лично ему, но и всем строителям магистрали.

Гейдар Алиев был первым руководителем государственного масштаба, кто формировал отряды бойцов, будущих строителей Байкало-Амурской магистрали. «Комсомолец Азербайджана», - так назывался студенческий отряд первопроходцев из Баку, который более сорока пяти лет назад прибыл в таёжную глушь. Два вокзала и два посёлка вместе с подъездными путями к ним построили азербайджанцы, даже материалы для отделки вокзалов были доставлены с родины строителей. Здесь у подножия гор возникли посёлки бамовцев: сначала Улькан, а затем Ангоя. Второй посёлок существует здесь только благодаря Гейдару Алиеву. В рамках проекта строительства БАМа здесь просто пролегала железная дорога, но ни станции, ни тем более посёлка в этом месте не планировалось. Азербайджанцы вполне могли бы остаться в построенном Улькане, или вернуться домой, но вместо этого они совершили в Сибири еще один трудовой подвиг.

Станция Ангоя имени Гейдара Алиева. Фото из открытых источников
Станция Ангоя имени Гейдара Алиева. Фото из открытых источников
Мемориальная доска на железнодорожном вокзале станции Ангоя. Фото из открытых источников
Мемориальная доска на железнодорожном вокзале станции Ангоя. Фото из открытых источников

Гейдар Алиев первым из руководителей государства проехал в составе рабочей комиссии по строящемуся БАМу, побывав с инспекцией на всех ключевых участках магистрали. В 80-е годы он был заместителем председателя Совета Министров СССР и возглавлял Правительственную комиссию по строительству Байкало-Амурской магистрали. В школьном музее посёлка Ангоя бережно хранится фотохроника той поездки. По традиции здания и сооружения на БАМе возводили в национальном стиле самих строителей. Вокзал станции Ангоя внешне напоминает азербайджанскую чайхану. Здесь даже буквы были написаны восточной вязью. Теперь вместо старого названия новое, - имени Гейдара Алиева. Первый поезд, который остановился уже на переименованной станции, привёз с собой большую российско-азербайджанскую делегацию. Документальный фильм "Особое назначение" известного кинорежиссера Вагифа Мустафаева посвящён деятельности национального лидера Азербайджана Гейдара Алиева при строительстве Байкало-Амурской магистрали. Фильм завоевал Гран-при Евразийского Фестиваля в 2008 году. В этом фильме Вагиф Мустафаев продемонстрировал всему миру титанический вклад Гейдара Алиева в строительство БАМа.

Именно Гейдар Алиев, по существовавшей тогда в Москве традиции, "водил по членам Политбюро" Ефима Басина перед его назначением на пост начальника ГлавБАМстроя в 1986 году. Много позже, 7 июля 1999 года президент Азербайджана Гейдар Алиев в своей поздравительной телеграмме по случаю 25-летия начала строительства БАМа написал следующее: «Как одному из руководителей СССР, как человеку, возглавлявшему специальную комиссию Совета министров СССР, мне в 1984 году выпало проехать по уже проложенному участку магистрали и лично встречаться со многими из участников строительства. В плане использования природных ресурсов, ускорения развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока на БАМ возлагались большие надежды. Сложные политические процессы, которые привели к крушению СССР, не позволили полностью осуществить решения, принятые на выездном заседании комиссии Совета министров СССР по строительству магистрали в 1984 году. БАМ навсегда останется в истории как эпопея мужества и стойкости людей, верных принципам дружбы и братства, работавших в тайге, среди бездорожья и вечной мерзлоты».

Гейда́р Алирза́ оглы́ Али́ев (Гейда́р Али́евич Али́ев). Фото из открытых источников
Гейда́р Алирза́ оглы́ Али́ев (Гейда́р Али́евич Али́ев). Фото из открытых источников
Одна из встреч на БАМе во время поездки в составе рабочей комиссии. Фото из открытых источников
Одна из встреч на БАМе во время поездки в составе рабочей комиссии. Фото из открытых источников

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, впереди много интересного и познавательного про настоящий БАМ до 1996 года.

До новых встреч!