Осенью 1984 года на разъезде Балбухта (бывшая Читинская область) бригады путеукладчиков Ивана Варшавского и Александра Бондаря, двигавшихся навстречу друг другу, состыковали свои участки Западного БАМа. 01 октября здесь было уложено "золотое звено", символизирующее окончание строительства великого железнодорожного пути. А "золотой костыль" в шпалу Байкало-Амурской магистрали забил член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета министров СССР, выдающийся государственный и общественный деятель Гейдар АЛИЕВ. БАМ всегда был стратегически важным объектом Советского Союза, сопоставимый разве что с орбитальной космической станцией "МИР". Вместе со стройкой рождались новые людские судьбы и семьи, строились новые города и станции на просторах Забайкалья и Сибири. Колоссальный энтузиазм того времени привёл создал движение молодых бамовских строителей: «Я - хозяин стройки». Смысл его заключался в воспитании у молодежи чувства ответственности не только к делам великой стройки, но и всей страны.
В июне 1984 года путеукладчик ударной бригады монтёров пути Александра Бондаря устремился к Витиму. На строящуюся трассу прилетела правительственная комиссия, которую возглавлял Гейдар Гейдарович Алиев. Два правительственных вертолета МИ-8 совершили посадку прямо на отсыпанное земляное полотно недалеко от путеукладчика. Перед этим комиссия побывала в Северобайкальске и Северомуйске на строительстве многокилометрового горного тоннеля. Более подробно об этом читайте на моём канале в статье «Самый сложный объект БАМа - Северомуйский тоннель». Гейдара Алиева сопровождали министр путей сообщения СССР Николай Конарев, министр транспортного строительства СССР Иван Соснов, начальник ГлавБАМстроя Константин Мохортов и другие руководители стройки. Александр Бондарь и его героическая бригада с удовольствием показали членам комиссии, как работает путеукладочный комплекс, а потом неожиданно для всех бригадир снял свои верхонки и передал их Гейдару Алиеву.
- Ну что, Гейдар Алиевич, сможете забить костыль?
В руках высокого гостя оказался ручной костыльный молоток путеукладчиков БАМа.
- Какое тяжелое кайло! - произнёс удивлённый Алиев, разглядывая в своих руках невиданный ранее инструмент.
Все заулыбались, переживая о том, чтобы он не испачкал свой дорогой светлый костюм. Гейдар Алиев не спеша, основательно и размеренно, стал забивать костыль в шпалу, а потом, широко улыбаясь, стал благодарить монтёров за предоставленную возможность поучаствовать в строительстве БАМа. Также в шутливой форме все члены комиссии поздравили его с успешным дебютом на главной стройке Советского Союза и вручили на добрую память деревянную фигурку озорного бамовца, забивающего костыль.
Азербайджанские проектировщики и строители подарили БАМу два красивых по архитектуре и удобных по благоустройству посёлка, вокзальные комплексы. Участие азербайджанцев в создании необходимой инфраструктуры БАМа не ограничивалось возведением только производственных и социальных объектов, а также жилья силами командированных сюда строительных бригад. Деятельность азербайджанцев охватывала весь комплекс - от разработки генплана и его воплощения в жизнь до обеспечения строительства всеми необходимыми средствами и материалами. На БАМе сегодня есть красивая и современная станция Ангоя с одноимённым благоустроенным посёлком, где создано всё необходимое для нормальной жизни людей, главным образом - железнодорожников. 18 июля 2008 года этой станции уже не существующей Байкало-Амурской магистрали (на 1181-м километре БАМа) было присвоено имя выдающегося деятеля СССР, общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Присвоение имени Гейдара Алиева вокзалу Ангои, - это не только дань уважения лично ему, но и всем строителям магистрали.
Гейдар Алиев был первым руководителем государственного масштаба, кто формировал отряды бойцов, будущих строителей Байкало-Амурской магистрали. «Комсомолец Азербайджана», - так назывался студенческий отряд первопроходцев из Баку, который более сорока пяти лет назад прибыл в таёжную глушь. Два вокзала и два посёлка вместе с подъездными путями к ним построили азербайджанцы, даже материалы для отделки вокзалов были доставлены с родины строителей. Здесь у подножия гор возникли посёлки бамовцев: сначала Улькан, а затем Ангоя. Второй посёлок существует здесь только благодаря Гейдару Алиеву. В рамках проекта строительства БАМа здесь просто пролегала железная дорога, но ни станции, ни тем более посёлка в этом месте не планировалось. Азербайджанцы вполне могли бы остаться в построенном Улькане, или вернуться домой, но вместо этого они совершили в Сибири еще один трудовой подвиг.
Гейдар Алиев первым из руководителей государства проехал в составе рабочей комиссии по строящемуся БАМу, побывав с инспекцией на всех ключевых участках магистрали. В 80-е годы он был заместителем председателя Совета Министров СССР и возглавлял Правительственную комиссию по строительству Байкало-Амурской магистрали. В школьном музее посёлка Ангоя бережно хранится фотохроника той поездки. По традиции здания и сооружения на БАМе возводили в национальном стиле самих строителей. Вокзал станции Ангоя внешне напоминает азербайджанскую чайхану. Здесь даже буквы были написаны восточной вязью. Теперь вместо старого названия новое, - имени Гейдара Алиева. Первый поезд, который остановился уже на переименованной станции, привёз с собой большую российско-азербайджанскую делегацию. Документальный фильм "Особое назначение" известного кинорежиссера Вагифа Мустафаева посвящён деятельности национального лидера Азербайджана Гейдара Алиева при строительстве Байкало-Амурской магистрали. Фильм завоевал Гран-при Евразийского Фестиваля в 2008 году. В этом фильме Вагиф Мустафаев продемонстрировал всему миру титанический вклад Гейдара Алиева в строительство БАМа.
Именно Гейдар Алиев, по существовавшей тогда в Москве традиции, "водил по членам Политбюро" Ефима Басина перед его назначением на пост начальника ГлавБАМстроя в 1986 году. Много позже, 7 июля 1999 года президент Азербайджана Гейдар Алиев в своей поздравительной телеграмме по случаю 25-летия начала строительства БАМа написал следующее: «Как одному из руководителей СССР, как человеку, возглавлявшему специальную комиссию Совета министров СССР, мне в 1984 году выпало проехать по уже проложенному участку магистрали и лично встречаться со многими из участников строительства. В плане использования природных ресурсов, ускорения развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока на БАМ возлагались большие надежды. Сложные политические процессы, которые привели к крушению СССР, не позволили полностью осуществить решения, принятые на выездном заседании комиссии Совета министров СССР по строительству магистрали в 1984 году. БАМ навсегда останется в истории как эпопея мужества и стойкости людей, верных принципам дружбы и братства, работавших в тайге, среди бездорожья и вечной мерзлоты».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, впереди много интересного и познавательного про настоящий БАМ до 1996 года.
До новых встреч!