Когда как не сейчас, в преддверии рождественско-новогодних праздников, вспомнить замечательную повесть Гоголя, которую не меньше читателей любили кинематографисты и неоднократно экранизировали на радость зрителям.
Впервые к истории о кузнеце Вакуле и чёрте обратились в 1911 году. Картина "Солоха" не сохранилась, известно только, что снимали её на студии братьев Пате (Московский филиал) и шла она около 10 минут. Собственно, полноценной экранизацией "Солоху" назвать и нельзя - это было несколько сцен, анонсированных как "невероятно комические приключения с пением и плясками".
Наличие песен в немом кино может удивить, если не знать, что фильм снимался как кинодекламация - популярный в десятых годах прошлого века способ сделать картину "говорящей". Вот как писали о таком зрелище в газете "Новая неделя" (№ 12/1912 год)
В воронежском электротеатре «Биограф» … гастролирует кинодекламатор В.С. Ниглов, творец новой отрасли искусства, которая оживила мертвое полотно кинематографа, приблизила его к жизни… В артисте скрывается большой трагический талант, сила которого захватывает зрителей – даже в той искусственной обстановке, которую создают на полотне лучи дуговой лампы. Моментами жуткое впечатление охватывает зал – и не знаешь, где находишься: в театре или в кинематографе.
Ну а когда еще и с песнями...
Голосом "Солохи" был декламатор А. Карпинский.
2. В 1913 году "Солоху" воспроизвел Тимофей Поддубный, руководить украинской театральной труппы. Версия Поддубного была существенно длиннее - видимо, добавили еще сцены.
Этот фильм назывался "Ночь под Рождество" и также являлся кинодекламацией - только, в отличие от первой версии, озвучивали её несколько актёров. Известно, что кузнеца Вакулу играл довольно известный украинский актёр тех лет Дмитрий Байда-Суховий.
3. В том же 1913 на студии Ханжонкова выходит выдающийся фильм "Ночь перед Рождеством" легендарного режиссёра Владислава Старевича с не менее легендарным Иваном Мозжухиным в роли Чёрта.
Почему так высокопарно представляю фильм? Потому что Иван Мозжухин - самый знаменитый актёр немого дореволюционного кино. Владислав Старевич - человек, о котором Уолт Дисней сказал: "Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий". Старевич создавал потрясающую кукольную анимацию - ничего подобного не делал в то время никто; более того - понадобились десятилетия, чтобы другие аниматоры смогли приблизиться к шедеврам Старевича.
Что касается самого фильма, то в нём, конечно же, режиссёр-аниматор проявил себя великолепно. Более того скажу - все спецэффекты и комбинированные съемки выглядят ничуть не хуже, чем годы и годы спустя. В пример приведу киносказку "Андриеш" (1954) Сергея Параджанова, где спецэффекты настолько позорны, что складывается ощущение - их делал на "отвали" школьник-неумеха.
4. "Черевички" (1927), режиссёр Пётр Чардынин, Вакула - Пётр Цимахович, Чёрт - Дмитрий Капка
Первое послереволюционное обращение к повести Гоголя оказалось не слишком удачным, не смотря на то, что режиссёр был отнюдь не новичком в кинематографии, а известным мастером с дореволюционным стажем. Фильм не сохранился, но информация о нем имеется.
Пытаясь приспособить сюжет к реалиям двадцатых, авторы исключили сказочную первооснову и превратили рождественскую фантасмагорию в идейное кино - антирелигиозное и антиалкогольное. Вакула здесь напивается у Пацюка, видит сон о посещении царицы, стаскивает у нее с ног черевички. В реальности он в беспамятстве стаскивает сапоги с ног Пацюка, а потом несёт их Олесе.
Фильм не удался, и вот что о нём писали современники:
Едва ли можно вообще ставить «Ночь под рождество» на советском экране, потому что эта повесть Гоголя имеет в себе не только сильно выраженный религиозный и политический элемент (некоторая идеализация Екатерины II), но и потому, что фантастика этой повести должна быть по существу представлена во всем том сказочном великолепии, какую она имеет в гоголевской повести.
Вуфковские кинематографисты постарались обойти все эти подводные камни рядом купюр. Фантастику они обратили в сон Вакулы, его самого сделали чем-то в роде «багдадского вора» и, облачив в плащ-невидимку, заставили путешествовать по дворцу Екатерины. Совершенно исчез из картины гоголевский юмор. В результате получилась совершенно никчемная картина, она искажает всякое представление о Гоголе, давая взамен плохой театр времен старых «малороссийских трупп».
Нет, Гоголя надо оставить в покое, потому что от этого только один вред и для Гоголя, и для кино. ("Труд", 10 апреля 1928 года)
Но в дальнейшем оказалось, что "Ночь перед Рождеством" на советском экране ставить можно и нужно - главное, чтобы это было талантливо.
И вот в военное лихолетье, в 1944 году появляется новая экранизация - на этот раз на экран перенесена опера Чайковского.
5. Фильм-опера "Черевички" (1944), режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, Вакула - Григорий Большаков, Чёрт - Георгий Гумилевский
Кошеверова и Шапиро - очень талантливый режиссёрский дуэт, буквально через несколько лет они снимут триумфальную "Золушку", а за "Черевички" им удалось удостоиться похвалы самого Дмитрия Шостаковича! В статье, опубликованной в журнале "Советское искусство" (№20/1945), удивляясь, "как кинематограф – реалистическое по природе искусство - справился с условностью оперного театра и условностью сказочной фантастики Гоголя?" композитор пишет:
Это прекрасно удавшийся опыт экранизации классики и этот опыт имеет широкое принципиальное значение… До сих пор казалось, что опера и кино несоединимы. Успех работы Н. Кошеверовой и М. Шапиро опровергает этот предрассудок. И режиссеры фильма и актеры заслуживают самой горячей благодарности за их талантливый творческий труд.
Кстати, в роли Оксаны дебютировала Лилия Гриценко, сестра Николая Гриценко, который чрезвычайно достоверно играл негодяев (Терентий /"Судьба Марины"/, завклубом /"Большая семья"/, председатель /"Журавушка"/, Николай Антонович /"Два капитана"/ и других. Впрочем, он был хорош в любых ролях.
Лилия Олимпиевна играла в кино меньше, но безусловно запомнилась поклонникам прекрасным лирическим сопрано, а также рядом ролей, сыгранных уже в зрелом возрасте (тётя Фарятьева /"Фантазии Фарятьева"/, мать /"Парад планет"/, бабушка /"Личное дело судьи Ивановой"/ и прочих.
6. Ну и, наконец, мы добрались до экранизации, которую знает, наверное, каждый, родившийся в Советском Союзе - это мультипликационный фильм "Ночь перед Рождеством" (1951) сестёр Брумберг.
Здесь за кадром использована музыка из одноименной оперы Римского-Корсакова, а визуальная составляющая, похоже, взята (в основном) из фильма 1913 года.
Кстати, Оксану снова озвучивает Лилия Гриценко, а Вакулу - её брат, Николай Гриценко. К озвучанию также были привлечены известные актеры того времени - Вера Марецкая, Михаил Яншин, Алексей Грибов и другие.
== окончание (еще пять экранизаций) ==
Еще про новогодние фильмы
5 незаезженных новогодних фильмов
Индийский ремейк "Иронии судьбы"
Мой парень - ангел
Хорошие новогодние фильмы 90-х