570 подписчиков

"...Никто не знает, как смотреть на мои картины..."

124 прочитали

Это часть фразы Джексона Поллока, которую он сказал после того как полностью переписал свою картину "№5", что была приобретена у него за 1500$, но повреждена при перевозке. Он сам предложил исправить повреждения, но увлёкся. Хозяин же работы был в восторге от изменения картины, посчитав, что это хороший "второй шанс для художника". А потом, почти через шестьдесят лет, эта картина была продана за 140 миллионов долларов и стала самой дорогой работой Поллока.

Джексон Поллок, № 5, 1948 (140 млн. $)
Джексон Поллок, № 5, 1948 (140 млн. $)

Честно признаюсь, когда первый раз увидел эти работы моя реакция была похожей на реакцию одного из друзей коллекционера приобретшего картину автора: "Ты что, потратил деньги на это?"

Джексон Поллок, Номер 17А, 1948 (200 млн. $)
Джексон Поллок, Номер 17А, 1948 (200 млн. $)

Мне с трудом давалось понимание, что такое абстракция и почему она любима и интересна зрителям. Особенно из-за того, что в детстве авторитетные для меня люди откровенно смеялись над работами Малевича, потому что других авторов не знали. Но, позже когда я погрузился в мир современного и абстрактного искусства, восприятие мира сменилось. Началось с простого, я заметил как необыкновенно цепляет строгая геометрия и динамика работ Любови Поповой, Эль Лисицкого, а экспрессивная абстракция всё равно вызывала непонимание.

А затем случайно попался на глаза фильм "Поллок". К фильму у меня так же было предубеждение, очень смущало смотреть драму, про художника, с кучей проблем, от психических до банального алкоголизма, который ещё и пишет не пойми что. Но как и бывает с хорошим фильмом по реальной истории он затянул. Плюс фильм "производственный", т.е. показывающий процесс создание картины, что само по себе очень любопытно.

Эд Харрис как режиссёр сумел показать это безумство гения. которое выплёскивается на многометровые куски ткани, фанеры и пр.пр. Художника, который живёт внутри этих брызг, то как шаг за шагом погружаясь в бездну своего подсознания. Помните затасканную фразу Ницше: "И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя." Это как раз про Поллока.

Так как же надо смотреть его работы?

Мне кажется, что он сам не смог бы ответить на этот вопрос, потому что они жил в своих работах. Воплощая в них своё состояние и эмоции.

Что бы прочувствовать мощь и силу картин надо смотреть оригинал. Ни одно изображение на компьютере телефон и пр. не передаст всей глубины. Не надо искать знакомые образы или какой-то смысл. Все картины Джексона это поток сознания, который надо просто воспринимать. Стоять перед ним и погружаться в эти линии, капли и цвета.

Но, главное не смотреть слишком долго, иначе картины Поллака будут смотреть в тебя...